Ребенок пополз в 4 месяца

Содержание

Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 4 месяца?

Ребенок пополз в 4 месяца

В этой статье мы расскажем о том, как самостоятельно оцениить развитие ребенка в 4 месяца. Но не забывайте, что на объективность домашних наблюдений влияют условия их проведения.

Поэтому, если Вы решили самостоятельно оценить развитие ребенка четырехмесячного возраста, заранее продумайте несколько важных моментов, подробно рассмотренных в статье «Как самостоятельно оценить развитие ребенка до года?»

Развитие ребенка в 4 месяца. Положение «лежа на животе»

Положите вашего раздетого малыша на живот. Для развития ребенка в 4 месяца характерна уверенная опора на предплечья.

Теперь угол между плечами и предплечьями должен быть больше 90°, а расстояние между самими предплечьями по сравнению с 3 месяцами увеличивается.

Ладони четырехмесячный малыш оставляет полуоткрытыми и способен удерживать голову вертикально более одной минуты.

Развитие ребенка в 4 месяца. Реакции и навыки

Вложите в руки лежащего на спине малыша свои большие пальцы, остальными пальцами обхватите его кисти и очень медленно и осторожно потяните вверх максимум до угла 45° от подстилки.

Развитие ребенка в 4 месяца позволяет ему, по крайней мере, в начале движения удерживать голову на одной линии с телом (голова поднимается вместе с телом). Через несколько секунд голова может опуститься назад.

Согнутые ножки в момент подтягивания также рефлекторно приподнимаются на несколько сантиметров над подстилкой. Ручки же могут находиться в положении от слабо вытянутых до слегка согнутых.

Возьмите малыша обеими руками под мышки, можно лицом к себе (поддерживать головку большими пальцами уже не обязательно), и вертикально поставьте на обе ступни на твердую гладкую поверхность.

Обязательно следите за тем, чтобы не нажимать кончиками пальцев, в том числе и кончиком большого пальца, на различные группы мышц тела малыша. Особенность развития ребенка в 4 месяца выражается в согнутых ножках, как будто он не может стоять.

Возможно, вы будете наблюдать у своего малыша легкое выпрямление в коленках и голеностопном суставе и кратковременную опору на кончики пальцев ног, но вес тела он еще удерживать не сможет.

А вот голову при этом ребенок уже уверенно фиксирует в среднем положении, ручки его с приоткрытыми ладонями согнуты.

Положите малыша на спину и какое-то время просто понаблюдайте за ним со стороны. В данном случае развитие ребенка в 4 месяца определяется по движениям рук и состоянию ладоней – они должны быть большую часть времени полураскрытыми.

Малыш может легко вкладывать их одна в другую и «играть» так минимум 3 секунды. Кроме того, в этом возрасте младенец умеет подносить свои ручки к лицу, он с интересом наблюдает за ними, воспринимая их как движущиеся «предметы».

Обратите внимание также на то, что ручки должны взаимно прикасаться на средней линии.

Развитие ребенка в 4 месяца требует проверки координации рука-рот. Покажите лежащему на спине малышу деревянный шарик (диаметром 28 мм) и вложите его в руку. Четырехмесячный ребенок подносит шарик ко рту и начинает активно «изучать» его губами и языком.

Это задание малыш должен уметь выполнять обеими руками. Если у него что-то не получилось, можно несколько раз дотронуться ручкой ребенка до его рта.

Развитие ребенка в 4 месяца. Взаимодействие с внешним миром

Дайте ребенку в руку погремушку или кубик (длина стороны 3 см) и понаблюдайте, что он станет с ней (или с ним) делать. Развитие ребенка в 4 месяца уже позволяет держать предмет, рассматривать его, крутить или поворачивать. Если малыш сразу же уронил игрушку, дайте ему ее еще раз.

Развитие ребенка в 4 месяца. Речевые навыки и общение

Прислушайтесь к «высказываниям» своего малыша в моменты бодрствования.

Необязательно при этом находиться непосредственно рядом с ним, но если возникнет такая необходимость, можно «подтолкнуть» его к общению: наклониться и ласково заговорить.

Внимательно слушайте, какими звукосочетаниями малыш вам отвечает. Развитие ребенка в 4 года отличается произнесением звуков, похожих на «в», «ф»,«б», «м», «с» или английский «th».

Ребенок в 4 месяца уже умеет выражать восторг и другие позитивные эмоции. В его радостных возгласах выражается общее хорошее самочувствие и удовольствие от возможности самостоятельно что-то произносить. Такие возгласы выражаются короткими взрывными звуками с резким изменением тональности голоса.

Характерной особенностью развития ребенка в 4 месяца является также умение смеяться в голос. Смех может сопровождаться оживленными движениями, выражающими радость. Если вы хотите проверить эту реакцию, наклонитесь над раздетым малышом, поговорите с ним, позаигрывайте, пощекотите его.

Продолжение статьи: Как самостоятельно оценить развитие ребенка в 5 месяцев?

Источник: https://mamalara.ru/kak-samostoyatelno-ocenit-razvitie-rebenka-v-4-mesyaca/

Развитие ребенка в 5 месяцев: еще немного — и поползем, еще чуть-чуть — и заговорим

Ребенок пополз в 4 месяца

Пятый месяц для вашего ребенка – начало серьезных перемен. Именно в это время дети начинают активно ползать, а некоторые даже, на удивление и бесконечную радость родителей, произносят свои первые слова. Что еще умеет ребенок в 5 месяцев? И какие перемены должны произойти в его развитии в ближайший период?

Что умеет ребенок в 5 месяцев: активность ног и ловкость рук

Нормы веса и роста пятимесячного малыша составляют диапазоны от 6 700 до 8 400 г и от 64 до 68 см. Это значит, что ребенок весит уже в два с небольшим раза больше, чем при рождении и прибавил в росте около 14-16 см — то есть это уже довольно большой карапуз!

Некоторые дети в 5 месяцев уже способны переворачиваться со спины на живот и обратно. Как только они обнаруживают, что умеют это делать, они начинают активно «работать» ножками — забавно трясти ими и принимать позу «лягушки» словно они собираются «в большое плавание». На самом деле эти рефлекторные движения красноречиво говорят о том, что малыш вот-вот «сорвется» с места и начнет ползать.

Помните, как только вы обнаружили, что ваш пятимесячный малыш умеет переворачиваться, с этого момента его нельзя оставлять одного на кровати или на какой-либо другой поверхности, находящейся на любой высоте. Увы, но падение даже с высоты 30-40 см может нанести малышу серьезную травму.

Сидеть без поддержки кроха пока еще не может (и не стоит делать попытки высаживать младенца якобы для «тренировки» позвоночника). Однако, ребенок комфортно чувствует себя в полусидячем положении — в специальном шезлонге (это наилучший вариант в отношение поддержки спинки младенца), «в подушках» и т.п.

На этапе развития ребенка в пять месяцев вы также обнаружите, что он уже довольно крепко может сжимать кулачок.

А так же уверенно брать предметы сразу обеими руками, подносить их ближе к лицу, и даже перекладывать их из одной ручки в другую.

Кроме того, у ребенка начинают проявляться первые признаки младенческого взросления — малыши начиная примерно с 5-месячного возраста уже умеют (и очень любят!) держать бутылочку со смесью или с водой самостоятельно.

Развитие ребенка в 5 месяцев становится все более динамичным: с каждым днем малыш демонстрирует новые эмоции и стремление к общению…

Развитие ребенка в 5 месяцев: сонное царство

Большинство детей в 5 месяцев уже спят всю ночь напролет. Но все же не все. Чтобы приучить малыша к нормальному режиму сна, организуйте заведенный порядок отхода ко сну. Начинайте с теплой ванны вечером, после которой некоторое время укачивайте малыша, пойте ему песню или рассказывайте сказку.

Не забывайте укладывать ребенка в кроватку тогда, когда он засыпает, а не тогда, когда он уже заснул. В этом случае ребенок будет вынужден учиться засыпать самостоятельно, а не полагаться всегда на вашу помощь.

Днем пятимесячные дети, как правило, спят два раза, понемногу – один раз утром и второй раз после обеда. Старайтесь не откладывать время короткого сна до тех пор, пока малыш устал и начинает капризничать. Укладывайте ребенка в кроватку при первых признаках набегающего сна.

Какого цвета мир вокруг?

На этапе развития ребенка в пять месяцев его зрение продолжает улучшаться. Конечно, в этом возрасте оно у детей еще не 100%-ное, но они уже могут видеть объекты на разных расстояниях, могут фокусировать зрение, не скашивая глаза.

Радикально меняется цветовое восприятие малыша! Если в 4 месяца карапуз уже в состоянии заметить большую красную пуговицу на красной ткани (то есть он уже способен различить объем и фактуру в одной цветовой гамме), то к 5 месяцам ребенок может вполне свободно различать несколько оттенков одного и того же цвета. Хотя по-прежнему больше всего дети в возрасте до полугода реагируют на яркие, контрастные цвета — красный, голубой, желтый.

Речевое развитие ребенка в 5 месяцев

На этапе развития в 5 месяцев ребенок уже вовсю лопочет. И некоторые из издаваемых звуков даже могут походить на слова. Пятимесячный малыш способен складывать гласные и согласные звуки (что-нибудь вроде «ба-ба»).

Не слишком радуйтесь, когда услышите что-то похожее на «па-па» или «ма-ма». Это просто звуки, пока еще в столь малом возрасте дети не наделяют подобные звуки никаким смыслом.

Подождите пару месяцев, и эти «па-па» и «ма-ма» уже приобретут в сознании говорливого крохи именно ваши черты.
Кстати, мир для 5-месячного малютки приобретает новые оттенки не только за счет развития цветового восприятия, но и по причине того, что малыш начинает различать нюансы всевозможных звуков. Например, если прежде для него собачий лай и автосигнализация представляли собой единый слуховой раздражитель, то теперь эти звуки в сознании ребенка воспринимаются уже по-разному.

Постепенно малыш начинает «увлекаться» звуками — распознавать их, и по-разному на них реагировать. Одни звуки его явно развлекают — смешат, удивляют, восхищают. Другие ему могут не нравиться — ребенок морщится «в ответ» на них, капризничает, может даже заплакать. Как правило, самым приятным для ребенка звуком является мелодичный голос его мамы…

Полезные советы

  • 1 Уже начиная с 5 месяцев дети начинают активно реагировать на музыку. Включайте для малыша мелодии различных жанров, начиная от классики и джаза до поп-музыки. Ребенок будет улыбаться, махать ручками, и может быть даже издавать звуки, следуя в такт мелодии.
  • 2 Ребенок в 5 месяцев очень любопытен и охотно рассматривает новые предметы. Всякий раз давая ему что-то в ручки, четко и громко произносите название, вроде: «Это — мячик», «Это — кролик», «Это — твоя шапка». Это поможет малышу быстрее заговорить, потренирует его память, поможет научиться быстро распознавать различные предметы по их названиям.
  • 3 Уберите подвесные игрушки из детской кроватки. Как только малыш научится самостоятельно вставать на ножки, держать за бортик кровати, он может запутаться в них.
  • 4 К возрасту 5-6 месяцев ребенок проявляет заметную заинтересованность, видя самого себя в зеркале. Не лишайте его этого удовольствия — достаньте ему игрушку, в которой бы присутствовало безопасное зеркальце.
  • 5 Если вы до сих пор не сделали квартиру безопасной для ребенка, позаботьтесь об этом. Скройте все электрические розетки, уберите из досягаемости моющие средства и вообще любые предметы и вещества, которые могут быть опасны. В том числе и мелкие детали, которыми ребенок может подавиться. Не забывайте вовремя убирать чашки с горячими напитками или включенные утюги со свисающими шнурами – ваш ребенок уже вполне способен сдернуть их со стола.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев: о навыках в двух словах

5 месяцев в развитие ребенка — это такой важный и трогательный период, когда постепенно из крошечного беспомощного комочка малыш начинает превращаться в довольно мобильную и общительную личность. В двух словах подытожим, что должен уметь делать младенец в 5 месяцев:

  • Ребенок уже умеет переворачиваться со спины на животик, а возможно даже — и обратно;
  • Если малыша держать за ручки, но он способен несколько секунд простоять на ножках;
  • При поддержке спины ребенок может долгое время сидеть. Некоторые детки уже умеют и любят садиться, держась «за ручки» или за бортик кроватки;
  • Из нескольких игрушек ребенок способен выбрать сначала одну, потом другую;
  • Уверенно держит предметы двумя руками;
  • Ребенок в 5 месяцев распознает несколько оттенков одного цвета, а также различает звуки;
  • Малыш «обожает» издавать всевозможные звуки и слоги. Однако осознанные первые слова — еще впереди.

Источник: http://www.woman.ru/kids/newborns/article/143824/

Переломные 4 месяца: что уже должен уметь ребенок в этом возрасте

Ребенок пополз в 4 месяца

Четырехмесячный возраст – это определенный рубеж в развитии вашего малыша. Позади остаются колики и прочие моменты адаптации к самостоятельному существованию вне маминого животика.

Именно в этом возрасте действия крохи становятся осознанными, и отныне каждый день маленький человечек будет взрослеть, умнеть и радовать близких. Конечно, родителям интересно, что должен уметь ребенок в 4 месяца.

Физические навыки четырехмесячного малыша

Детки делают большие успехи в управлении собственным телом. Вот что умеет ребенок в 4 месяца:

  1. Уверенно держит головку;
  2. Лежа на спинке, переворачивается на бочок, а потом на животик;
  3. С живота переворачивается на спину;
  4. Лежа на животе, высоко приподнимает голову и оглядывает комнату. Некоторые детки опираются при этом на предплечья;
  5. Если под стопу лежащего на животе крохи подставить ладонь, он оттолкнется от нее и слегка проползет вперед;
  6. Из положения «лежа на спине» приподнимает голову;
  7. Может взять интересующий предмет, потрясти им, положить обратно.

Любые навыки основаны на индивидуальных особенностях развития ребенка, поэтому самые активные дети уже в 4 месяца перемещаются по комнате перекатами, могут даже ползать по-пластунски.

Когда малыш приподнимается из положения лежа, маме кажется, что он хочет сесть. Но сидеть – это не то, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Девочек, в особенности, противопоказано усаживать в этом возрасте.

Подробнее об этом в статье: когда можно присаживать девочек>>>.

Это может вызвать проблемы с позвоночником в будущем, нарушить кровоснабжение внутренних органов, у девочек может привести к патологиям половой сферы.

Сажать детей рекомендуется тогда, когда они сами осваивают этот навык. Узнайте, когда ребенок начинает сидеть>>>

Познаем окружающий мир

В четыре месяца малыш активно интересуется всем, что его окружает. Зрение уже развито достаточно хорошо, и кроха может окинуть взглядом всю комнату. Так что самое время проводить маленькому члену семьи экскурсию по дому, показывая, называя и давая пощупать разные предметы.

Четырехмесячный человечек уже способен полюбоваться видом из окна, в летнее время может гулять на улице на ручках у взрослых. Малыш уже различает цвета, так что пришла пора показывать крохе первые книжки с картинками. Детей это занятие увлекает надолго.

У крохи в 4 месяца уже очень хорошо развит слух. Детки с удовольствием слушают классическую музыку, детские песенки.

Знаком того, что психомоторное развитие ребенка 4 месяца идет правильно, является реакция на музыку: малыш начинает активно двигать ножками и ручками, услышав любимую мелодию.

Иногда детки «подпевают» – издают мелодичные звуки, иногда произносят слоги.
Психическое развитие ребенка в 4 месяца уже позволяет ему узнавать своих близких по голосам, дети проявляют двигательную активность, услышав знакомый тон.

Развитие эмоциональной и социальной сферы

Когда врачи отвечают на вопрос, что должен уметь ребенок в 4 месяца, мальчик это или девочка, пока нет никакой разницы. Различия в развитии малышей разного пола появятся чуть позже.

Ребенок в это время учится выражать свои чувства иными способами, кроме плача: от 3 до 4 месяцев развитие эмоций крохи получает мощный толчок.

  • Все чаще и чаще родители замечают на лице своего чада улыбку;
  • Немногие детки уже умеют смеяться, но приобретение этого навыка в четырехмесячном возрасте считается опережением сверстников в развитии. Узнайте из статьи, когда ребенок начинается смеяться?>>>
  • Малыш выражает свою радость и удовольствие, дрыгая ручками и ножками;
  • Детки гулят (произносят звуки, слоги, могут интонационно показать свое возмущение);
  • Дети в 4 месяца узнают тех родственников, которых видят каждый день. Человек, который навещает малыша раз в неделю, уже воспринимается как посторонний. Заметив новое лицо, малыш затихает и некоторое время его сосредоточенно изучает.

Деткам нужно разное время, чтобы привыкнуть к незнакомому человеку: кто-то сразу позволяет взять себя на ручки, кто-то будет рыдать от одного появления незнакомца в комнате. Все эти проявления нормальны и свидетельствуют о развитии эмоциональной сферы маленького человечка.

Гости должны проявить терпение и не настаивать на общении с малышом, и через некоторое время новые лица станут для него знакомыми и перестанут вызывать страх.

  • В 4 месяца детки уже хорошо знают все манипуляции, которые выполняют с ними взрослые. Малыш может взять и «подать» маме подгузник или шапочку. Такие действия надо поощрять, так как они полезны для дальнейшего развития навыков самообслуживания.

Разговоры с малышом

Психологи полагают, что становление человеческой речи начинается еще в дородовой период. В 4 месяца родители наслаждаются первыми результатами своих усилий.

Малыш уже давно радует близких вокализациями – певучими звуками, издаваемые в период бодрствования. В 4 месяца кроха впервые пытается произносить слоги. У малышей получается что-то вроде «ма», «па», «ба», «гу».

Чтобы развитие речи шло активнее, часто разговаривайте с ребеночком, показывая различные предметы, говорите, как они называются, зачем они нужны.

Детки все время впитывают информацию. Известны удивительные истории, когда двухлетние дети полностью рассказывают рецепт приготовления борща или знают основные принципы работы двигателя.

Очень хорошо, если вы читаете малышу книжки, рассказываете стихи. Детки любят слушать песенки в исполнении взрослых.

Для развития навыка диалога можно поиграть с малышом в следующую игру: глядя крохе в лицо, произнесите какую-нибудь фразу. Говорить нужно эмоционально, четко артикулируя звуки. Малыш вам ответит своей «фразой». Обязательно дослушайте кроху до конца и продолжите диалог. Эта игра хорошо развивает речевые навыки и очень нравится деткам.

Еще одна игра – «Говорите по-детски». Она похожа на предыдущую. Предложите малышу фразу. Когда он вам ответит, повторите звуки, которые он произнесет. В ответ маленький человечек снова что-нибудь «скажет». Играть в эту игру можно до бесконечности.

Что-то идет не так…

Развитие ребенка индивидуально: одни в четвертый месяц жизни имеют все основные навыки, важные для этого возраста, другие опережают сверстников, третьи – чуть-чуть не дотягивают. В последнем случае не стоит сразу волноваться, возможно, крошке просто нужно уделить чуть больше внимания.

Существуют особенности развития ребенка, которые позволяют понять, что формирование основных навыков у крохи в 4 месяца идет неправильно и требуется серьезное медицинское вмешательство:

  1. малыш все еще не держит головку;
  2. вы не замечали проявления эмоций у крохи;
  3. отсутствует реакция на близких людей, малыш никак не выражает свою радость, не оживляется;
  4. кроха не интересуется игрушками;
  5. звуки, музыка, голос оставляют малыша равнодушным, человечек не откликается на свое имя;
  6. отсутствует гуление;
  7. улыбки редкие, будто бы рассеянные, не вызваны ничем извне;
  8. малыш не проявляет двигательную активность;
  9. блуждающий взгляд; нет сосредоточенности на каком-то одном предмете.

Хотя бы один из этих симптомов – повод для обращения к педиатру. Врач может сразу исключить тяжелые диагнозы, направить на дополнительное обследование или назначить лечение. К счастью, большинство проблем в этом возрасте успешно компенсируется, если родители занимаются корректировкой развития своего крошки.

Следует помнить о том, что развитие недоношенного ребенка 4 месяца жизни происходит совсем не так, как у деток, рожденных в срок.

Неврологи иногда считают нормой появление тех или иных навыков не от дня рождения малыша, а от даты, когда он должен был появиться на свет. Поэтому строгих норм развития недоношенных детей не существует.

Считается, что к четвертому месяцу жизни «поторопившиеся» малыши умеют держать головку, улыбаться и фиксировать взгляд на интересующем предмете.

Что способствует развитию крохи

Если маленький человечек чуть-чуть отстает от сверстников, большой беды в этом нет. Проявите к нему чуть больше внимания, и очень скоро вы будете радоваться первым результатам.

Физическое развитие ребенка 4 месяца жизни зависит от того, как организованы его бодрствования. Чтобы увеличить двигательную активность чада, переселите малыша на пол (на специальный коврик, или на обычный ковер).

Важно! В четыре месяца детки много двигаются, поэтому опасно оставлять их на диванах и кроватях. Для тренировки переворотов и ползанья нужна твердая поверхность и хороший обзор, поэтому пол очень хорошо подходит для этих целей.

Постарайтесь доставить малышу максимум тактильных ощущений. Можно давать ему в ручку гладкую погремушку, шершавый картон, мягкое полотенце, твердый деревянный кубик и т. п. Предлагая крохе эти вещи, рассказывайте об их свойствах – вот вам и игра, и тренировка речи, и развитие мелкой моторики.

В четыре месяца деток интересуют подвесные погремушки над кроваткой, они дотягиваются до них, бьют по ним ручкой, тянут в рот.

Конечно, основным стимулом развития ребенка четвертого месяца жизни остается общение с любящими людьми. Разговаривайте с малышом, нежничайте с ним, интересуйтесь его делами – и кроха быстро начнет приобретать все необходимые для своего возраста навыки.

Источник: https://uroki4mam.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-4-mesyatsa

Развитие ребенка в 4 месяца жизни (календарь развития по месяцам)

Ребенок пополз в 4 месяца

С четвертым месяцем в жизни крохи наступают новые этапы развития: больше эмоциональных проявлений, новые физические умения, первые стремления и уже маленькие победы. Пик формирования системы пищеварения позади, мучительные колики все меньше одолевают ребенка, поэтому остается больше сил и настроения для изучения ещё такого неопознанного мира вокруг.

Переступив рубеж четырех месяцев, чадо продолжает активно набирать вес. Несмотря на новые умения, физическая активность все также не велика, поэтому прибавка в весе может составить от 600 до 750 гр. Согласно стандартным параметрам вес должен приблизиться к границе 6-7 кг, а рост к отметке до 65 см.

Рефлексы

На фоне постоянного развития, старые навыки и рефлексы новорожденного постепенно сменяются новыми, более совершенными. Среди них:

  • Хватательный рефлекс Робинсона. Ранее он носил безусловный характер, но к 4-м месяцам малыш осознанно тянется к предметам в поле зрения, хватает их и старательно удерживает. От степени проявления этого рефлекса зависит дальнейшее развитие мелкой моторики у ребенка.
  • Ползание по рефлексу Бауэра. Раньше кроха пытался ползать, когда чувствовал опору у ножек. Но на момент исполнения 4-х месяцев эти стремления забываются: рефлекс или угасает вовсе, или малыш пытается ползти уже без чьей-либо помощи.
  • Автоматический рефлекс Моро. У большинства детей к этому возрасту данный рефлекс уже не проявляется. Ранее его можно было вызвать резким хлопком или ударом по поверхности. Выражался он в разведении ручек в сторону и разжимании кулачков, а затем возвратом в исходное положение.

В 4 месяца малыш должен полностью избавиться от двух рефлексов-раздражителей:

  • Рефлекс Переса, который при ведении по позвоночнику с легким нажатием пальцев вызывает у ребенка крик, разгибание туловища и конечностей.
  • Рефлекс Галанта, который при раздражении кожи по линии позвоночника провоцирует изгиб спины, а иногда и разгиб ноги на той стороне, где проводят пальцами.

Состояние этих рефлексов проверяет непосредственно педиатр и в случае их наличия направляет на консультацию к невропатологу.

Помимо отсутствия определенных рефлекторных реакций, признаками здорового развития малыша являются приобретенные способности. К ним относятся:

  • Перевороты тела как на живот, так уже с него обратно на бок и спинку.
  • Опора на ладошки в положении лежа на животе. При этом удержание головы должно быть уверенным и продолжительным (не менее 15 мин).
  • Стремительные толчки от твердой поверхности пальчиками на ногах, когда малыша держат за подмышки.
  • Отсутствие тонуса в ручках. На ножках он все еще может проявляться, ведь большая часть активности в этот период приходится именно на них.
  • Хватание и удерживание предметов 20-30 секунд. У крохи уже должно быть понимание, что при движении погремушки она будет издавать звуки.
  • Активное участие в кормлении: малыш стремится поддерживать бутылочку или держаться за грудь.
  • Первые умения управлять своими ручками: тянуться и трогать окружающие предметы, осознанно засовывать пальцы в рот.
  • Раскрытие ладошек и разжимание пальчиков.
  • Умение садиться, когда его приподнимают за ручки. На данном этапе развития усердствовать с высаживанием не стоит, так как позвоночник все ещё только укрепляется.

Подробно о новых навыках и умениях малыша в 4 месяца

Психоэмоциональное развитие в четыре месяца

  • Ребенок становится все активней и более эмоционально реагирует на голос мамы: оживленно дергает ножками и ручками, радостно улыбается или даже смеется, по-своему с ней болтает. Такие проявления могут наблюдаться и как реакция на новые игрушки или людей.
  • Малыш начинает понимать как его зовут, поэтому следует почаще к нему обращаться в третьем лице. В ответ на разговоры с ним, ребенок должен отвечать первыми звуками: преимущественно протяжными гласными, но элементы твердых согласных также могут иметь место.
  • Кроха начинает запоминать очередность каждодневных действий, понимать, что будет после того или иного события. К примеру, терпеливо ждать после купания массажа; при одевании понимать, что планируется поход на улицу; при виде груди успокаиваться в преддверии кормления.
  • У него появляются первые чувства: ему бывает обидно, страшно, весело, грустно и даже интересно или скучно.
  • Малыш начинает испытывать любопытство к собственному телу. Так, он внимательно изучает свои ручки, трогает личико, ушки или голову, даже узнает себя в зеркале и с интересом наблюдает.
  • Он уже легко узнает своих близких, требует их внимания, особенно мамы. С ней у младенца по-прежнему сильная связь, поэтому ему необходим постоянный контакт: как в плане прикосновений и поглаживаний, так и в эмоциональном аспекте. Мама должна понимать, что и радость, и грусть ребенком моментально чувствуется — от этого зависит его настроение.
  • При виде ранее не знакомых людей, ребенок ведет себя довольно осторожно, внимательно изучая новые лица. Такая же реакция может наблюдаться, если кто-то из членов семьи будет в шапке, капюшоне или солнечных очках, ведь чадо в таком виде их не узнает. А сняв такую «маскировку», можно наблюдать яркие эмоции удивления в виде звуков, мимики и активных телодвижений.
  • В четыре месяца у малыша активно совершенствуется восприятие окружающего мира на зрение и слух. Теперь он не только пристально наблюдает за движущимися игрушками в поле его зрения, а ещё и запоминает их. А если показать чаду, как грохочет погремушка, а затем пошуметь ею в другой стороне – он будет поворачивать голову на слух в поисках знакомого звука.

Зрение

Помимо усиленной внимательности, ребенок начинает интересоваться цветами. Первыми он будет замечать красочные и сочные цвета, такие как солнечный желтый или сочный красный.

Менее насыщенные оттенки (зеленые, голубые и синие тона) также приковывают его взор к себе, но в меньшей степени. Поэтому выбирать новые игрушки следует исходя из этих предпочтений: яркие, но не смешанные друг с другом цвета.

Малыш лучше воспримет развлечение, если в составе игрушки будет не более 4 оттенков, а иначе он быстро утомится и потеряет интерес.

Слух

Настал тот период, когда ребенок усердно прислушивается к звукам вокруг него, различая голос папы и мамы, начиная вертеть головой в поиске их самих. Прислушиваясь к мелодии или песни, он уже проявляет свою симпатию или, наоборот, недовольство по поводу услышанного.

Крохе в таком возрасте более приятны ритмичные темпы, чем высокие звучания, так как его слух воспринимает только пару тонов из всего возможного спектра.

Четко слышимый ритм сыграет успокаивающий эффект и даст возможность добавить элемент игры в виде движений ручками и ножками под такт музыки.

В 4 месяца у младенца наступает этап, когда ему так необходимо постоянное общение. От этого зависит, когда наступит начало его будущих первых слов и предложений.

Поэтому родителям необходимо стать более общительными: объяснять словами любое действие, рассказывать о совместных планах на сегодня, описывать происходящие вокруг ситуации.

Эффективным будет чтение первых книжечек с большими картинками или использование карточек со словами и иллюстрациями к ним.

В свою очередь, кроха будет отвечать на услышанные речи своим языком. Чтобы он начал пробовать повторять за мамой, ему необходимо показать, как это делается: надо подождать пока он закончит «свое предложение», а затем воспроизвести его звуки. Таким образом у ребенка вырабатывается навык подражания речи, который поможет ему легче научиться говорить.

Каждый ребенок склонен к своему индивидуальному развитию. Поэтому у одних детей перечисленные способности возникают раньше, у других проявляются позднее. Это не всегда является поводом для беспокойства, но стоит знать отсутствие каких умений должно привлечь внимание. Тревожными знаками являются отсутствие:

  • Хватания и удержания даже самых легких предметов в ручке.
  • Попыток перевернуться на живот или неудачные стремления.
  • Начальных поднятий на ручках в положении лежа на животе.
  • Уверенного держания головы, когда малыша приподнимают за ручки.
  • Элементарных эмоций и реакций на внимание, разговоры и игры: удивления, восторженности, грусти, улыбок, смеха.
  • Уверенной стойки на пальчиках ног, если кроху придерживая поставить.

При грудном вскармливании

Детей на ГВ следует кормить по уже выработанному индивидуальному графику: по режиму или по требованию. В этом возрасте уже нет необходимости тщательно отмерять количество съеденного или проверять жирность молока. Если малыш каждый день прибавляет в весе, то получаемой им еды вполне достаточно.

При правильном питании матери, ее молоко содержит все необходимое для крепкого здоровья ребенка, поэтому вводить прикорм нет необходимости. К дополнительной пище в виде фруктовых пюре и соков прибегают в отдельных случаях после рекомендации педиатров. Если в развитии и росте крохи нет никаких особенностей, то повышать риск аллергий и проблем с пищеварением из-за новой еды не стоит.

Для будущего прикорма лучше всего использовать овощные продукты в виде пюре. Микроэлементы и витамины, содержащиеся в них, нужнее детскому организму, чем во фруктовой пище. К тому же, многие малыши не принимают менее вкусные овощи после того, как распробуют сладкое пюре из фруктов.

При искусственном кормлении

Если рацион у малыша состоит из молочной смеси, то с 4-х месяцев можно ввести соки. Вводить этот новый для детского животика продукт следует постепенно, не более 30 гр в день в разбавленном виде.

Периодичность и количество потребляемой смеси зависит от динамики набираемого веса. В среднем, к четырем месяцам ребенок должен кушать 5-7 раз за день и съедать 150 гр за одно кормление.

Сон

Нормой для достаточного отдыха и полного восстановления детских сил считается сон, который длится не менее 13-15 часов.

К 4-м месяцам количество ночных кормлений должно сократиться до 1-2 раз, а суммарный сон должен составлять 10 часов.

Если малыш уже спит всю ночь и просыпается лишь под утро – это является естественным явлением и не считается отклонением от нормы. Остальные 3-5 часов припадают на дневной отдых и сон во время гуляния.

К этому возрасту пора приучить малыша к режиму дневного сна. Тогда он будет легче засыпать и лучше спать, что предотвратит его переутомление и сбои в ночном сне. Также важно оптимальное время для укладывания, которым считается период с 7 до 9 часов вечера.

Как помогать малышу развиваться

В 4 месяца ребенок напрямую зависит от контакта с мамой. Это же касается и развития его новых умений и навыков. Поэтому так важно брать малыша с собой, а не оставлять в манеже или в кроватке.

К примеру, взять его с собой на кухню в коляске или слинге и, делая домашние дела, рассказывать ему все детали.

Использование для этих целей кенгуру не рекомендуется до 6 месяцев, когда спинка ребенка окрепнет.

Следует постоянно говорить с младенцем, активно вести диалог. Крохе очень важно понимать и чувствовать, что он не только услышан, а является одним из главных действующих лиц разговора.

Поэтому ему будет очень интересно послушать, как используется тот или иной предмет, какого он цвета, что еще бывает такого цвета. Если предмет безопасен, то можно разрешить малышу его пощупать и попробовать на вкус. Он будет рад таким новым нестандартным игрушкам.

Тем более такие предметы или самодельные игрушки из бечевок, завязанных в узелки, меха и гладких тканей хорошо развивают моторику и дарят радость новых ощущений.

Развивающие игры с ребенком

В привычный режим дня можно включить такие игры:

  • С элементом неожиданности в конце: всем известные «Коза рогатая» или «По кочкам, по кочкам». Они вырабатывают реакцию ребенка.
  • Для развития координации и ориентации: «Ку-ку». Лучше всего прятаться с одной, а появляться с другой стороны от малыша, чтоб он поворачивал голову на звук.
  • Для развития мышц ручек: «Ладушки». Надо показать крохе, как можно раскрывать ладошку во время хлопков, чтоб позже он сам тренировал разжимания.
  • Включающие легкий массаж: «Сорока-ворона». В процессе игры затрагиваются все точки на ладошке и пальчиках, а ведь каждая из них отвечает за определенный орган. Так, в центре находится точка кишечника, мизинец определяет сердце, на безымянный палец спроецирована точка нервной системы, средний отвечает за печень, указательный за желудок, а на большом пальце разместилась точка головного мозга.

Для полноценного развития малыша лучше использовать все методы в комплексе. Также стоит продолжать массаж после купания, добавлять новые упражнения, аккуратно закаливать маленький организм. Все это поможет ему быстрее и легче научиться новому и порадовать родителей.

Источник: https://babymir.net/rebenok-v-4-mesyaca-kalendar-razvitiya/

Как научить ребенка ползать? Все о пользе этого навыка и упражнениях для его тренировки

Ребенок пополз в 4 месяца

Ребенок растет, и родители с удовольствием наблюдают за его преображением, гордятся его новыми умениями. Однако если замечают, что малыш отстает от знакомых детей, то немного расстраиваются. Одно из таких умений – ползанье. Некоторые дети начинают ползать по-пластунски и не хотят становиться на четвереньки.

Мамы задаются вопросом: как научить малыша ползать на четвереньках? А ведь бывает, что ребенок вообще пропускает этот этап и начинает сразу с хождения. На вопрос нужно ли ползанье для малышу, врачи утверждают – да.

Когда дети начинают ползать

Такие навыки моторного развития, как умение держать голову, садиться, ползать, вставать и ходить у детей появляются в разное время. Существуют средние нормы по возрасту для появления этих умений.

Но отклонение от этих нормативов не значит, что ребенок отстает в развитии, просто у него такой вариант нормы.

Очень редко встречаются заболевания, при которых нарушается моторное развитие, поэтому большинство детей проходит все этапы развития, включая ползанье.

Еще когда ребенку три месяца, положив его на животик, можно заметить, что он пытается ползти на животе. Некоторые дети уже в 4-5 месяцев могут стоять на четвереньках, а в полгода начинают активно ползать. Другие же делают первые попытки уже в 8-9 месяцев.

Педиатры считают, что средняя норма, когда малыш должен начать ползать это 6-10 месяцев.
Крупные дети, как правило, двигаются менее активно, и этот навык у них также возникает несколько позже сверстников. А если дело касается недоношенного крохи, то его нормы развития сдвигаются еще больше.

Поэтому такой малыш вполне может начать ползти в 10-11 месяцев, ели он родился на 2 месяца раньше срока.

О пользе ползания. нужно ли этому учить

Бывает, что ребенок пропускает этап ползанья. Он учится переворачиваться на животик, садиться, вставать, а затем сразу ходить. Родители гордятся, что их чадо такое умелое, сразу пошел, да еще и раньше других. Но так ли это хорошо для малыша? Специалисты уверены, что нет.

Нельзя недооценивать умения ползать для здоровья ребенка. Это умение помогает малышу сформировать мышечный корсет спины, укрепить руки и ноги, развить координацию движения.

Все это поможет малышу в будущем правильно ходить, избавит хрупкий позвоночник крохи от несвоевременных повышенных нагрузок.

Поэтому не стоит торопить ребенка ходить, лучше направить его на нужный этап развития, помогая научиться ползать.

Условия развития навыка

Если родители хотят научить малыша ползать, то можно помочь ему, создав подходящие условия для развития этого навыка.

  • Прежде всего, ребенку понадобится простор для движения.

Лучшее решение для этого – пол. В манеже или в другом ограниченном пространстве у крохи нет стимула, чтобы ползти. Поэтому нужно опускать малыша на пол, предварительно его подготовив и убрав опасные предметы подальше.

  • Поверхность для того, чтобы учиться должна быть твердая и жесткая.

Это может быть специальный коврик, жесткое покрывало и другое. На скользкий паркет или линолеум опускать кроху не стоит. Кровать также вряд ли подойдет – она слишком высокая. Не стоит использовать также наклонные плоскости.

  • Необходимо завлечь кроху, стимулировать его двигательную активность.

«Приманкой» может стать любимая игрушка, новый интересный предмет, домашняя кошка или собака. Вообще хорошо окружить ребенка интересными вещами, чтобы привлекали его внимание.

  • Можно расположить на пути следования крохи небольшие преграды в виде скрученного пледа и прочего.

Это заставит малыша поднимать корпус, если он ползает по-пластунски.

  • Еще один способ научить маленького исследователя – поместить его в среду таких же ползающих детей.

Это может быть центр раннего развития или просто пригласите друзей с малышами в гости. И возможно вскоре вы сможете принять участие в таком чемпионате:

Готовность к ползанию в разном возрасте

Часто родители начинают беспокоиться, что их малыш не ползает в 5,6,7 месяцев. Это особенно расстраивает, если знакомые сверстники уже овладели навыком. Не стоит торопить малыша. Наверное, он уже пытается это делать, но нужно создать ему соответствующие условия, помочь овладеть подготовительными навыками, укрепить мышцы тела, а дальше он справится самостоятельно.

В 5 месяцев ребенок старается переворачиваться на животик и ползти. Иногда бывает, что ползти получается сначала назад, а потом вперед.

Если кроха ползет на животе, то можно помочь ему научиться вставать на четвереньки.

В случае, когда ребенок не научился переворачиваться на животик, необходимо сначала помочь ему освоить это умение.

Повернуть малыша на бочок, и завлекать игрушками, чтобы он сам перевернулся, потянувшись за ними.

В 6 месяцев ребенок уже освоит переворот на животик. Продолжаем обучать его перевороту с животика на спинку, вставать на четвереньки, поднимать туловище из положения «лежа на животе», тянуться за игрушками. Для укрепления мышц спинки, пресса, рук и ног выполняют специальную гимнастику, можно на фитболе. Помогут массаж и плаванье.

К 7 или 8 месяцам дети чаще всего уже самостоятельно начинают пытаться ползать. Иногда, прежде чем научиться передвигаться на четвереньках, малыши проходят такие этапы:

  • Подтягиваясь только руками, ползут на животе;
  • Ползут по-пластунски, работая руками и ногами, но, не отрывая живот от пола;
  • Бывает, что малыш поднимает попу и ползет на выпрямленных ногах;
  • Ползают на четвереньках.

В 8-9 месяцев дети обычно уже научились ползать, начинают вставать у опоры, умеют садиться самостоятельно. Иногда ребенок учится ползти после того, как научился вставать и садиться. После этого ему легче стать на четвереньки.

Если к 10 месяца малыш не ползает, не садится и не пытается встать, то следует проконсультироваться с врачом.

Как научить ползать

Учить ребенка имеет смысл, если ему больше 7-8 месяцев, а сам он ленится ползать или не достаточно развит физически. Тогда есть необходимость помочь ему при помощи массажа и специальных упражнений. Однако если малышу нет и шести месяцев, а родителям очень хочется чтобы он ползал, то обучение не нужно, просто создайте условия для освоения этого навыка и наберитесь терпения.

Если вы уверены, что ребенок здоров, у него нет нарушенного тонуса в мышцах рук или ног, заболеваний опорно-двигательного аппарата или неврологического характера, то можно помочь малышу выработать этот навык применяя такие упражнения:

Упражнение 1. Положение ребенка лежа на животе. Малыш опирается на ручки и поднимает туловище. Подложить под грудь валик, чтобы ребенок держал корпус, опираясь на валик. Показываем крохе игрушки, поднимая их чуть выше его головы. Это поможет укрепить мышцы шеи и плечевого пояса, развивать координацию движения. Игрушки постепенно двигаем, ребенок должен следить за ними.

Упражнение 2. «Тачка». Учимся переставлять руки. Ребенок лежит на животе, опираясь руками, поднимает верхнюю часть корпуса. Поднимаем его ножки, поддерживаем его под грудь. Ручки в том же положении, упираются в твердую поверхность. Направляем малыша так, чтобы он шел, переставляя ручки. Можно поставить на расстоянии игрушку, пусть дойдет до нее.

Упражнение 3. «Лягушка». Ребенок лежит на животе. Опирается на ручки. Мама сгибает ножки малыша в позу лягушки, дает малышу оттолкнуться, выпрямив ноги. Повторить несколько раз.

Это упражнение также будет полезно, если малыш научился ползти назад, а не вперед. В таком случае полезно периодически давать ему оттолкнуться от вашей руки, запоминая правильное направление — вперед.

Упражнение 4. Учимся стоять на четвереньках. Положить под грудь и живот маленькую подушку или валик. Малыш при этом стоит на четвереньках. Зафиксировать на время такую позу.

Упражнение 5. Поставить малыша на четвереньки. Один помощник удерживает малыша в такой позе, поддерживая по животик. Можно подсунуть ткань или пеленку под грудь и как бы подвесить малыша. Второй взрослый переставляет по очереди то ручку, то ножку ребенка, показывая как ползти.
Можно поползать вместе с ребенком, чтобы ему было интересней и понятней, что делать.

Все эти упражнения направлены на укрепление мышц малыша и улучшение координации движений, если выполнять их регулярно, то вы сможете научить малыша необходимому навыку. Выполнять их нужно, когда ребенок в хорошем настроении, соблюдать спокойствие и доброжелательность, чтобы занятия приносили только положительные эмоции.

Примеры других упражнений вы можете посмотреть на видео:

Меры безопасности

Для того, чтобы занятия прошли благополучно, необходимо заранее побеспокоиться о мерах предосторожности:

  1. Обезопасить ребенка от столкновения с углами, дверцами шкафов, убрать скатерти со столов, чтобы малыш не стянул на себя что-нибудь со стола. Заблокировать доступ на лестницу.
  2. Обеспечить нормальную температуру в помещении, чтобы было не холодно и не жарко.
  3. Одежда должна быть удобной.
  4. Лучше учиться на полу, но если такой возможности нет, то следить, чтобы кроха не упал с высоты.
  5. В поле досягаемости ребенка не должно быть электрических проводов, розеток, электроприборов.
  6. Убрать из зоны досягаемости бытовую химию, косметику, гаджеты, медикаменты, туалет для домашнего питомца. Дети учатся ползать очень быстро, и родители не всегда привыкают к такому новому порядку, поэтому лучше побеспокоиться о безопасности ребенка заранее.

Мнение доктора Комаровского

Известный педиатр утверждает, что не стоит торопить ребенка и нужно дать ему время самому освоить все навыки. Каждый ребенок имеет свой ритм развития, и подгонять его не нужно. В то же время доктор отмечает большую пользу от ползанья. Он говорит, что чем позже малыш начнет ходить прямо, тем здоровее будет его позвоночник.

Однако доктор не призывает пускать все на самотек. В книге «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников» он отмечает:

Таким образом, ребенку нужно давать развиваться самостоятельно, но массаж, гимнастика, закаливание и правильный образ жизни, который обеспечивают родители, помогут крохе преодолеть все трудности и научиться ползать, вставать, ходить и все остальное.

Более подробно о мнении доктора об этом навыке вы узнаете из видео:

Источник: https://umnyash.com/rebenok-do-goda/navyki-sposobnosti/kak-nauchit-rebenka-polzat-na-chetverenkax.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.