Когда ребенок начинает следить за предметами

Содержание

Когда начинает видеть новорожденный: особенности зрения грудничка

Когда ребенок начинает следить за предметами

Ребенок начинает видеть еще внутриутробно, находясь внутри маминого живота. Американские исследователи направляли луч яркого света на живот мамы и замеряли реакцию ребенка. Плод смыкал веки, морщился, пытался отвернуться от источника раздражающего света, ярко демонстрируя, что не желает видеть этого.

Встречается мнение, что новорожденный — это белый лист бумаги, который ничего не слышит, и не видит. Но это далеко не так.

В этой статье вы узнаете как и когда начинает видеть новорожденный, что и с какого расстояния видит кроха.

Видит ли ребенок после родов?

Рождаясь, новорожденный попадает в очень яркое освещение родильного зала. Первый вдох, медицинские процедуры, прохладная температура воздуха — все это является новым и незнакомым.

Ребенок видит с самого рождения, и его взгляд, даже в первые минуты и часы после родов кажется очень задумчивым, изучающим и внимательным.

Особенность зрения новорожденного

Появление на свет связано с серьезным потрясением для маленького человечка. Заботливая природа оградила его от шока созерцания огромного, незнакомого мира, позволив знакомиться с ним постепенно:

  1. Прохождение по родовым путям  вызывает давление на головку крохи и в первые дни он видит все предметы несколько размытыми. Хорошему зрению мешают физиологические особенности после родов:  припухшие веки и  покрасневшие глаза.
  2. Несколько дней новорожденный просыпается лишь на кормления, но в эти моменты он внимательно смотрит на лицо своей мамы, словно пытаясь запомнить его до мельчайших деталей. Такие минуты очень важны для формирования особой, незримой связи между  матерью и малышом.
  3. Умение фокусировать взгляд на определенном предмете развивается лишь к 4 месяцам. До этого времени взгляд ребенка остается плавающим. Малыш видит предметы, но  его взгляд скользит по предметам, возвращаясь к тем, что вызвали интерес.
  4. Незрелость зрения и глазных мышц часто приводит к тому, что  глазки косят. Некоторые родители этого сильно пугаются. На самом деле, когда начинает видеть новорожденный ребенок, это вполне естественно, за исключением случаев, при которых глазки находятся в подобном положение длительное время.
  5. Хорошо рассмотреть предметы новорожденный может с расстояния в 25 см. Так во время кормления ему удается внимательно изучить лицо мамы и хорошо запомнить его. В памяти младенца быстро формируется набор самых радостных и интересных образов. Их отличает то, что все они связаны с положительными моментами в жизни малыша и имеют свойство периодически повторяться.
  6. Новорожденный лучше видит в вертикальном положении. Ему легче сфокусировать взгляд и ненадолго задержать его на интересном предмете.

Важно! Яркий свет, бьющий в глаза малышу, раздражает его, заставляя постоянно щуриться. Для него нужно создать условия с приглушенным светом на первые несколько недель после родов.

На что любит смотреть ребенок?

  • Малыш с удовольствием рассматривает лицо мамы, оно ассоциируется с ласковым голосом, нежными прикосновениями, вкусной едой, комфортом. Уже ко второму месяцу новорожденный точно знает, как выглядит его мама.
  • Изменения в облике близких людей, такие как, новая прическа, изменение цвета волос, очки, могут  напугать ребенка. Он может Вас не узнать, и  заплакать.
  • Дети любят рассматривать мужские лица. Считается, что  лица мужчин более четкие, выразительные. Часто малыши с интересом смотрят на «необычную растительность» папы — бороду и усы.
  • В самом раннем возрасте привлекают внимание ребенка черно белые картинки, их он может разглядывать длительное время, постоянно отворачиваясь и вновь к ним возвращаясь.
  • Крупные, яркие предметы вызывают повышенное внимание ребенка. Он может смотреть на них продолжительное время.

Как привлечь внимание ребенка?

Наладить контакт с новорожденным совсем не трудно. Новорожденному легче сосредоточить взгляд на объекте или предмете, находясь в вертикальном положении. Проще говоря, в позе «столбиком». Подробнее о том, как правильно держать ребенка столбиком>>>

Начните тихо и ласково разговаривать с малышом находясь в поле его зрения, на расстоянии не больше 25 см. Это оптимальное расстояние, на котором видит новорожденный ребенок.

! Новорожденный видит не далее 25-30 см. Ровно на таком расстоянии располагается малыш от маминого лица во время кормления грудью.

https://www.youtube.com/watch?v=-5cwRdcI8qU

Во время кормления грудью ребенок и мама смотрят друг на друга, знакомясь и радуясь счастливым мгновениям.

Родителям нужно внимательно смотреть за глазками ребенка. Когда они оказываются широко открытыми нужно поймать взгляд. Наградой за терпение будет счастливая, ни с чем не сравнимая улыбка маленького человечка.

Следите за обстановкой, не допускайте резких и громких звуков, которые могут напугать ребенка. Резкие хлопки, и громкую музыку используйте аккуратно и редко. Подробнее об уходе за новорожденным ребенком>>>

В ваше отсутствие, с тренировкой зрения малыша могут помочь яркие игрушки, расположенные в кроватке или люльке малыша. Закреплять игрушку следует сбоку кроватки или на уровне ножек ребенка.

Чаще всего крутящиеся игрушки с колыбельной вешают прямо над головой новорожденного, что может спровоцировать у него чувство постоянной угрозы, заставляя нервничать.

Зная, как видит новорожденный ребенок, вы всегда сможете оценить его развитие и вовремя заметить опасные сигналы, и обратиться за консультацией к соответствующему специалисту.

Источник: https://uroki4mam.ru/kogda-novorozhdennyj-nachinaet-videt

Когда новорожденный ребенок начинает видеть и слышать и как вовремя определить нарушение?

Когда ребенок начинает следить за предметами

Последнее обновление статьи: 25.03.2018 г.

Наивно полагать, что сразу после рождения ребёнок будет слышать и видеть так же, как взрослый человек. Процессы развития, заложенные природой, никто не отменял и отменить не может. Существует множество научных фактов, описывающих этапы внеутробной жизни, когда новорождённый начинает видеть и слышать.

Однако стоит помнить, что каждый младенец уникален, поэтому определяют временные промежутки, в которые входят те или иные зрительные либо слуховые реакции, помогающие организму выйти на новый уровень ориентации в окружающем пространстве.

Как видит и что может слышать новорождённый?

В нашем организме, полностью адаптированному к привычному миру, всё проходит слаженно. Поэтому видим мы не так, как видят новорождённые. Строение глаза сходно со строением коры головного мозга, да и развитие их идёт практически одновременно.

При рождении у малыша существует ряд безусловных рефлексов, включая реакцию зрачков на свет, как прямую, так и содружественную, а также множество защитных реакций и даже генерализованный ответ на яркое освещение.

Многих интересует, видят ли новорождённые людей, их лица, предметы. Острота зрения детей настолько низка, что они могут определить только силуэт, а реагировать на движения объекта осознанно начинают только в возрасте 1 месяца.

Однако по отношению к остальным органам чувств, работа которых проявляется ещё внутриутробно, структуры глаза включаются в работу очень активно. Это особо заметно уже к 3 месяцам, когда ребёнок начинает видеть и узнавать приход мамы или других близких людей, проводящих с ним время бодрствования.

Проведённые исследования показали, что ночники с регулируемым мягким светом в комнате, где спит грудничок, позволяют не только проводить профилактику возникновения синдрома внезапной смерти младенца, но и стимулируют развитие зрительной системы, это объясняется опосредованным влиянием на чувствительные фоторецепторы.

Со слухом всё проходит немного по-другому, так как ребёнок слышит с 16-й недели беременности. Стоит учитывать, что, когда малыш рождается, один привычно приглушённый мамин голос исчезает, и на его место приходят много звуков, тонов и полутонов.

Стоит напомнить, что мозг не может ещё пока переносить столь высокую нагрузку, поэтому единственно верным становится решение поспать, чтобы, грубо говоря, «перезагрузить систему».

Ухо взрослого не способно воспринимать абсолютно все звуки, которые могут услышать новорождённые дети. Причина кроется не только в том, что с возрастом острота слуха снижается. Просто мозг глушит фоновые шумы для более чёткого звучания человеческой речи.

Во сколько месяцев младенцы начинают видеть и слышать?

В первый месяц появляются и включаются механизмы световой адаптации. Уже к концу этого срока ребёнок может в течение минуты и больше наблюдать за источником света. В 2 — 3 месяца дети начинают радоваться приходу мамы, когда видят её очертания, слышат голос. С конца 3-го и до начала 6-го месяца ребёнок может узнавать всех окружающих его своим вниманием людей.

Ещё одна полезная статья, рассказывающая о том, когда ребёнок начинает слышать, видеть и ощущать запахи. Автор, врач-неонатолог, описывает также способы проверки слуха у новорождённого и факторы, которые способствуют тугоухости.

Учёными было доказано, что дети начинают различать цвета уже с 3 месяцев. Красный цвет является первым, который малыши осознанно выделяют среди остальных.

Именно поэтому в детских игрушках рекомендовано использовать все оттенки этого цвета.

К концу второго месяца жизни ребёнок активно ориентируется в ближнем пространстве. В возрасте 4 месяцев возникает хватательный рефлекс, но грудничок очень часто промахивается, так как расстояние до предмета определяет неверно. И только после 6 месяцев, когда малыш начинает ползать и делает первые попытки ходить, он начинает различать, насколько далеко или близко расположен предмет.

Окончательно пространственное размещение предметов формируется только к 7 годам, когда ученик или воспитанник детского сада сможет хорошо понять и проанализировать полученную глазами информацию.

Бинокулярное или, как говорят, «пространственное» зрение оценивают у ребёнка только к 10 годам. Тогда он начинает видеть и точно может определить глубину пространства — некую картинку, полученную благодаря правильному слиянию изображений двух глаз.

В сравнении со зрением адаптация слуха проходит более медленно. Однако в течение первого месяца младенец реагирует на громкий шум, а в конце второго месяца определяет мамин голос. К полугоду реагирует на своё имя, проявляет любопытство по отношению к источнику шума. Развитие речи и появление новых звуков и слов у детей старше 5 — 6 месяцев является наиболее информативной оценкой слуха.

Как определить нарушение слуха или зрения у новорождённого?

Оценка реакций на свет, шорох, шелестение, движение объекта или луча света – это основные способы проверки зрения и слуха в первые дни жизни. Но так можно выявить лишь тяжёлую врождённую патологию.

Для выявления нарушений остроты зрения, слуха и цветоощущения ребёнок должен начать не только говорить, но и мыслить. А для этого нужно время.

Родители должны сразу обратиться к офтальмологу или ЛОР-врачу за помощью и советом, если:

  • по окончании первого месяца не появляется кратковременная заинтересованность в движении крупного объекта, малыш не реагирует на слишком яркий источник света или громкий шум;
  • к 4 месяцам ребёнок не узнаёт человека, который обеспечивает уход за ним, а также не начинает повторять отдельные звуки, реагировать на шум;
  • к 4 — 5 месяцам не пытается потянуться за игрушкой, а, держа её в руках, не пытается рассмотреть, не гулит, не лепечет;
  • к 7 месяцам малыш не сказал первого слога, не хочет играть игрушкой, не показал заинтересованности в окружающем мире;
  • в 1 год у ребёнка нет даже очень маленького словарного запаса, он не пытается сориентироваться в пространстве, не интересуется источником шума или света, не играет с игрушками.

Мама при уходе за ребёнком может заметить видимый дефект (горизонтальные или вертикальные движения глаз, косоглазие), который может становиться более выраженным. В этом случае необходимо как можно быстрее обратиться за консультацией к офтальмологу.

Оценка статьи:

Загрузка…

Источник: https://kroha.info/razvitie/kogda-novorozhdennyj-nachinaet-videt-i-slyshat

Когда маленькие дети начинают реагировать на звуки погремушек

Когда ребенок начинает следить за предметами

Слуховые способности и реакции на звук появляются у детей в утробе матери. Ещё не рожденные младенцы слышат голоса и музыку. Зная об этом, многие родители уже с первых дней начинают проверять слух, устраивая малышу непосильные для него испытания. Не торопите события.

Первые выразительные признаки, когда ребёнок начинает реагировать на погремушки и другие звуковые стимулы, проявляются не ранее 2–4 недели. Это объясняется тем, что непрочные связи между частями зрительного и слухового аппарата лишают возможности качественно собирать и обрабатывать информацию. Кроха слышит, но ещё слишком мал, чтобы отреагировать на звук и развеять беспокойство родителей.

Дайте ему время освоить и привыкнуть к звуковому разнообразию, обилию зрительных образов и новизне тактильных ощущений.

О пользе погремушек для новорождённых

Присутствие погремушек в жизни малышей очень важно. Звонкие шарики, фигурки, колокольчики и зверушки обращают на себя внимание. Они очень нравятся деткам, и чем раньше интересные, яркие и звучащие предметы будут перед глазами, тем быстрее и качественнее будут развиваться органы чувств.

Самые первые игрушки побуждают к познанию окружающего мира и помогают адаптироваться. Они концентрируют внимание и стимулируют двигательную активность.

В отличие от более взрослых детей, младенцам не надоедают весёлые игрушки. Они привыкают к приятным сопровождающим мелодиям, а со временем начинают различать звуковые оттенки.

С развитием слуховых умений совершенствуется зрение и тонкая моторика.

Детям до 3 месяцев рекомендуют покупать негромкие и лёгкие игровые аксессуары. Погремушки не должны пугать и травмировать малыша. Пусть это будут выразительные, приятные на ощупь предметы, изготовленные из ткани или силикона. Особое внимание уделяйте безопасности материала. Не стесняйтесь попросить у продавца сертификат качества и воздержитесь от покупки игрушек с резким запахом.

Когда малыши реагируют на звук, возрастные реакции

Лучший стимул для совершенствования слухового аппарата считается мамин голос. Он всегда узнаваем и знаком малышу из внутриутробной жизни, но этого недостаточно для полноценного развития слуха.

С первых дней после появления на свет звуковая картина резко меняется и дополняется так называемыми бытовыми шумами: скрипы, стуки, хлопки и т.д.

В этого же время в жизни ребёнка появляются игрушки-погремушки, яркие и звонкие помощники, прекрасно выполняющие свои развивающие задачи.

Рекомендуем посмотреть нашу новую стать о том как чистить уши новорожденному ребенку.

У каждого возраста свои показатели реакции на звук. Они разные и зависят от многих факторов. Это могут быть физиологические, наследственные и психоэмоциональные особенности, влияющие на развитие.

Нет смысла ждать от младенца, которому не исполнилось и 1 месяца, активных движений головой в сторону шумной погремушки. Он всё слышит, но слаборазвитая и нескоординированная мышечная система не позволяет ему поворачивать головкой в сторону звуков.

Всему своё время, чтобы не тревожиться по поводу возможных проблем со слухом, родители должны знать, что такое правильные возрастные реакции:

  • Дети в 1 месяц реагируют только на резкие и громкие звуки, реакции проявляются в виде вздрагиваний.
  • Двухмесячный ребёнок реагирует замиранием на несколько секунд, может широко открыть глаза и попробовать повернуть голову. В этом возрасте постепенно формируется ориентировочная реакция, когда кроха пытается определить источник звука.
  • В 3–6 месяцев в слуховом поведении начинается период оживления и кардинальных перемен. Услышав погремушку, ребёнок может начать дергать ручками и ножками, уверено поворачивает голову, улыбается или, наоборот, капризничает, если звук погремушки не нравится.

Несоответствие этих реакций возрастным нормам должно насторожить родителей.

Именно они позволяют выявить или исключить наличие отклонений в слуховом аппарате. Заподозрить нарушения можно уже с первых недель. Будьте внимательны и постоянно наблюдайте за поведением новорождённого.

Что делать если ребёнок не реагирует на звук погремушки

По статистке примерно 20% из всех случаев тугоухости формируются в первый год жизни, остальные 80% — это врождённая патология. Если вы знаете, что имеются предпосылки наследственного влияния на слух, сразу обратитесь к специалистам.

Совсем другая ситуация, когда ребёнок в 2 месяца не реагирует на звук погремушки, а в семейной родословной такие случаи не наблюдались. При отсутствии своевременной реакции на звонкие игрушки родители начинают переживать. Не спешите с выводами, если дети равнодушны к погремушкам, но откликаются на мамин голос, работающий телевизор или музыку, ваши тревоги напрасны.

Проблемы со слухом — это полное отсутствие реакции на любые источники звука. Подобные нарушения можно заметить уже в первые два месяца жизни. Наблюдайте за новорождённым, не переусердствуйте, проверяя слуховые способности месячного малыша, и не пытайтесь ставить диагнозы самостоятельно. Развеять подозрения способен только специалист.

Диагностика тугоухости в наше время возможна даже у новорождённых. Врач проводит профессиональный аудиотест, а и при обнаружении нарушений необходимые коррекционные мероприятия. Реабилитация в раннем возрасте наиболее результативна, поэтому, чем раньше будут выявлены отклонения и назначено лечение, тем больше у вашего ребёнка шансов сохранить слух и не отличаться от здоровых сверстников.

https://www.youtube.com/watch?v=0yVrZgTC_A8

Рекомендуем также посмотреть нашу новую статью о том, как почистить нос новорожденному.

Источник: https://razvivaem-rebenka.ru/kogda-rebenok-nachinaet-reagirovat-na-pogremushki/

Во сколько месяцев ребенок начинает держать погремушку и интересоваться игрушками

Когда ребенок начинает следить за предметами

Новорожденные малыши развиваются стремительно. За первый год своей жизни человечек осваивает большинство необходимых навыков. Наверняка к появлению крохи на свет родители и сердобольные бабушки закупили целый арсенал всевозможных погремушек. Но с какого возраста они нужны малышу? Во сколько месяцев ребенок начинает держать погремушку, интересоваться ею, брать самостоятельно?

Когда новорожденному можно давать погремушки?

Давать их можно именно с периода новорожденности, то есть в первые недели жизни. Конечно, рассмотреть предмет и осознанно взять его кроха пока не в состоянии, но он уже реагирует на звуки, исходящие от погремушки.

Кроме этого, у новорожденного развит хватательный рефлекс, поэтому он будет хватать все, что касается его ладошек: игрушки, мамин палец, локон или нос. Но хватание это рефлекторное, неосознанное. Именно поэтому кроха не сможет сам отдать предмет: разжимать кулачки он пока тоже не умеет.

Это придется делать маме. Ухватив, малыш будет удерживать игрушку в руке, если она достаточно легкая, пока мама не вытащит ее из кулачка. Но только удерживать, не более того. Манипуляции с предметами новорожденному пока не доступны. Первые недели его жизни проходят во власти рефлексов.

По мере их угасания малыш будет приобретать осознанные навыки.

Для хватания крохе наиболее удобны небольшие яркие погремушки в виде овала или кольца, на который навешаны мелкие детальки, издающие звуки при соударении.

Примерно к 3 неделям младенец начинает следить за игрушкой, расположенной на небольшом расстоянии перед ним. Если предмет водить перед глазками ребенка медленно, он будет успевать ловить и провожать его взглядом. То есть, младенец начинает реагировать на погремушки не только как на источник звука, но и как на движущийся предмет.

Когда ребенок начинает управлять руками?

Управлять своими руками крохе не так-то просто. Для начала он научится хватать одну свою ручку другой, сжимать-разжимать кулачки. Это происходит примерно к началу второго месяца.

Но в это время ребенок еще не осознал того, что у него имеются такие замечательные приспособления, как ручки и пальчики на них.

Сейчас гипертонус новорожденных еще не угас (хотя, возможно, уже стал менее заметен), из-за чего самостоятельно поднести ручки к глазам и рассмотреть у него не получается. Но получится совсем скоро – примерно к концу 2 месяца.

Если в кроватке грудничка подвешены музыкальные мобили, именно с этого момента он начинает тянуться к игрушкам на нем, толкать их. Сначала, скорее всего, это произойдет случайно. Кроха зацепит маленький предмет ручкой – он издаст звук. Малыш пытается повторить процедуру, тянется к игрушке, толкает ее, чтобы снова услышать звук.

В этом возрасте особенно важно давать крохе игрушки в ручки.

Постепенно, по мере угасания рефлексов и снижения гипертонуса, ребенок будет все активнее изучать свои ручки, научится понимать, что с их помощью можно не только толкать или трогать предметы, но и захватывать их, удерживать, трясти и т. д. Начинается процесс развития мелкой моторики и координации движений при помощи новых тактильных ощущений.

Примерно к 3 месяцам малыш начнет изучать ручки подолгу: рассматривать, трогать пальчики, сосать их, исследуя не только глазками, но и ртом. Попавшие в ручки предметы он тоже вполне осознанно тянет в ротик, чтобы исследовать.

К 4 месяцам ребенок начинает держать погремушку, вложенную ему в ручку, сознательно. Если у него в это время уже режутся зубки, он вполне в состоянии понять, как использовать охлаждающий прорезыватель.

Не отучайте малыша от сосания всего и вся: это не вредная привычка, а важный жизненный этап, опыт познания окружающего мира доступными ему способами. Лучше следите за чистотой тех предметов, которые он постоянно изучает.

Когда ребенок начинает интересоваться игрушками?

Для того чтобы малыш начал интересоваться игрушками как предметами для совершения всевозможных манипуляций, должно произойти несколько важных вещей:

  • Уровень развития интеллекта должен быть таким, чтобы у малыша возник интерес к познанию окружающих его вещей. Для этого необходимо развитое зрение, слух, умение контролировать действия рук с помощью глаз, а также понимание, что мир не ограничен тем, что находится непосредственно перед глазами, а предметы имеют разное предназначение, которое нужно понять опытным путем.
  • Для исследования окружающей действительности нужны определенные физические навыки. Ребенок должен стать мобильнее: научиться переворачиваться, ложиться на животик, сидеть. Это дает возможность рассматривать все вокруг и доставать интересующие предметы.
  • Ручки должны уметь брать интересующую вещь, держать ее, трясти, перекладывать.

Только при этих условиях ребенок сможет играть с погремушками, заинтересовавшись и достав их, а не просто держать в руках то, что вложила в них мама.

Обычно все это приходит к ребенку в районе полугода. Малышу становится интересно не только то, что гремит, но и шуршит, хрустит, издает музыкальные звуки, светится при нажатии. Он учится производить с предметом всевозможные манипуляции, а не просто брать. Теперь кроха может сам отдать вещь, если попросить ее.

Дайте грудничку кусок полиэтилена – это надолго увлечет его. Только не оставляйте малыша с пакетом наедине – это небезопасно. Такой же интерес вызовет у него струя воды из-под крана.

Как научить ребенка брать игрушку в руки?

Если малыш немного отстает от этих условных требований и не держит предмет в 3 месяца, не стоит паниковать: всему свое время. У каждого крохи — свой собственный темп развития. Можно помочь ему освоить важные, но пока сложные навыки.

Как научить ребенка держать игрушку, брать ее, если у него пока не получается? Разложить действие на несколько более простых и обучать малыша последовательно:

  1. Сцеплять ручки. Именно таким движением сопровождаются первые попытки ребенка схватить предмет: он тянет ручки вперед и сцепляет их. Можно соединять ручки во время кормления, или когда грудничок находится у мамы на руках.
  2. Вкладывать погремушку в ручку. Для начала нужно поводить ею перед глазками малыша, потрясти, чтобы он заинтересовался движущимся предметом, издающим звук. Теперь нужно вложить игрушку в ручку ребенка. Поначалу он будет удерживать ее совсем недолго, постепенно увеличивая временной интервал.
  3. Закрепить навык удерживания. Когда ребенок научится уверенно удерживать погремушку, взрослому нужно начинать тянуть ее на себя, чтобы карапуз отвечал тем же. Так он научится соотносить напряжение в мышцах с удерживанием предмета. Постепенно он начнет сам тянуться к игрушке.

Чтобы кроха начал сам хватать предметы, иногда его к этому тоже нужно подтолкнуть несложными действиями:

  1. прикоснуться к тыльной стороне его ладошки, чтобы он раскрыл пальчики;
  2. привлечь внимание к предмету (потрясти, поводить перед глазами);
  3. подождать, пока кроха сам захочет взять его, потянется навстречу;
  4. если он не проявляет интереса, можно заменить предмет на другой и попробовать снова.

Во время таких игр важно постоянно разговаривать с малышом, улыбаться, хвалить, если у него получилось сделать что-то.

Как выбрать погремушку?

Чтобы погремушки стимулировали ребенка к развитию и не нанесли вреда, выбирать их нужно основательно, исследуя множество критериев.

Какими должны быть погремушки?

  • Экологичными: не выделять токсинов, не вызывать аллергию.
  • Безопасными: не иметь острых или плохо закрепленных деталей.
  • Прочными: выдерживать множество ударов, падений.
  • Разнообразными по цвету, фактуре, звуковым эффектам: яркими, имеющими разные формы, выполненными из разнообразных материалов, издающими различные звуки (звон, треск, шелест, хруст, шуршание).
  • Практичными: выдерживающими частую чистку, мытье, стирку, кипячение.

Погремушка – один из первых предметов, помогающих маленькому человечку познавать мир и приобретать нужные навыки. С ее помощью ребенок учится не только хватать, стучать или трясти. Стимулируя кроху яркой игрушкой, его учат переворачиваться, ползать и даже ходить. Но вначале он все-таки учится ее держать. Поэтому качество и чистота ее должны быть на особом контроле у родителей.

Текст

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/kogda-rebenok-nachinaet-derzhat-pogremushku

Как развивается зрение новорожденного?

Когда ребенок начинает следить за предметами

Зрение – один из важнейших органов человека.

Наряду с обонянием, осязанием, слухом, вкусом, вестибулярным аппаратом, зрение позволяет получать, анализировать поступающую информацию и адаптироваться в окружающем мире.

Зрение человека начинает формироваться на третьей неделе во время внутриутробного развития, но при рождении оно еще не позволяет увидеть и сотой доли того, что видит взрослый.

Зрение новорожденного, в частности, зрительные центры, сетчатка глаза ребенка полностью не сформированы. Его мир окрашен в серый цвет с оттенками светлого и темного. Маму он еще смутно видит, но знает ее запах и голос. Поэтому рекомендуется ближе подносить лицо к малышу, чтобы он мог разглядеть его во всех подробностях.

Не нужно отодвигаться дальше, чем на 40 см. Проведенные исследования, целью которых было зрение у новорожденных и его развитие, показали, что при выборе, на что смотреть, – на лицо или картинку, – ребенок всегда выбирает лицо, особенно лицо мамы.

После выписки из роддома родители и все взрослые внимательно рассматривают нового члена семьи. Какие у него ручки-ножки, ротик-носик, а вот глазки интересуют всех в первую очередь.

Малыш смотрит, а взгляд его блуждает, останавливается только на маме, да и то, если она близко. Его глазки могут смотреть в разные стороны, и это нередко пугает родителей. Однако беспокоиться не о чем.

В роддоме зрение новорожденного уже проверил офтальмолог.

Врачебный осмотр

Врачебный осмотр состоит из проверки зрачков, их размера, симметричности, реакции на свет.

Врач должен проверить зрение, обследовать глазное дно, состояние зрительных функций, слезных каналов. Если бы он обнаружил отклонения от нормы, он принял бы соответствующие меры.

На осмотре врач проверяет зрачки ребенка, их размер и симметричность, а также реакцию на свет. Во время визита врач может обнаружить дефекты, которые легко устраняются. Например, недоразвились слезовыводящие пути или родовая травма вызвала косоглазие. Но могут быть и серьезные патологии, которые нужно устранить как можно раньше. Врожденные глаукома, катаракта или ретинопатия у недоношенных малышей могут серьезно сказаться на этапах развития зрения и всего организма.

Чтобы точно знать, что с малышом все в порядке, главврач офтальмологической клиники «Сфера» профессор Э. Н. Эскина рекомендует в первый год жизни трижды показать малыша окулисту: на первом месяце, в шесть месяцев и в годик.

Домашнее наблюдение

Доктор проконсультирует родителей, как в домашних условиях наблюдать за зрением детей. Внимательные родители ежедневно отмечают новое в облике и поведении своего ребенка, примечают его реакции на определенные раздражители. Острота зрения приблизительно определяется по фиксации на предмете, слежению за яркими игрушками на светлом фоне, видению на расстоянии и широте поля зрения.

Этапы развития зрения

Давайте рассмотрим этапы развития зрения малыша.

  • Реакция на свет у человека появляется при рождении. Свет стимулирует развитие зрения, участвует в формировании зрительных функций. Поднесите малыша к окну или другому источнику света, и вы увидите, как сужаются его зрачки. Чувствительность на свет у месячного ребенка невысока, но уже вызывает защитные реакции: суживание зрачков, моргание, опускание век. При этом головку он резко откидывает назад, а глазки двигаются во все стороны. Но к месяцу малыш уже пристально смотрит на свет и удерживает глазки почти неподвижно.
  • Через три-четыре недели, а иногда и через пару месяцев после рождения у новорожденного ребенка начинает появляться предметное, цветовое, пространственное зрение. В первую очередь развивается центральная область сетчатки, а вместе с ней открывается красный и желтый цвета спектра. Дайте малышу желтую или красную игрушку. Он схватит ее и будет рассматривать. Игрушки другого цвета его пока не интересуют.
  • В это же время происходит становление нервной системы грудного ребенка. Родители могут проследить, как развивается зрительный и глазодвигательные нервы, как начинают синхронно двигаться глазки. Бывает, что новорожденные косят глазками в разные стороны. Это продолжается, пока все системы не начнут работать сбалансированно. Со временем глазки начинают двигаться согласованно, начинает устанавливаться бинокулярное зрение.
  • Советуем почитать:Во сколько новорожденный начинает видеть?

  • Начиная с двух месяцев, у младенцев появляется способность фиксировать взгляд на предметах, то есть активизируется предметное зрение. Когда фокусируется взгляд на отдельном предмете, малыш может долго рассматривать его. Это говорит о том, что активизировалось центральное зрение. Теперь уже можно показывать крошке картинки, фотографии и даже мультфильмы.
  • На третьем месяце малыш хорошо следит глазками за движущимся предметом. Поводите погремушкой перед ним в разные стороны, и вы увидите, что карапузик уже умеет следить за движением. Со второго месяца можете поиграть с ним в «гляделки». Приблизьте личико малыша к своему лицу, посмотрите в глаза, а потом, не торопясь, переводите взгляд в стороны. Увидите, как он с радостью будет следить за движением ваших глаз.
  • В 4-5 месяцев появляется зрение пространственное, он уже оценивает объем предмета, умеет следить за предметами, движущимися не только из стороны в сторону, но и вверх-вниз. В детском организме все системы развиваются синхронно, и в этом возрасте зрение и моторика «работают» вместе: глазки видят предмет, а ручки позволяют его взять. Все игрушки и погремушки, которые видит малыш, быстро оказываются у него в царапках. Начиная с пяти месяцев, ребенок угадывает предмет по его части. Прятки «ку-ку» со взрослыми сейчас его любимая игра.
  • В шести-семимесячном возрасте ребенок может отличить круг от треугольника или квадрата, то есть различает форму предмета, а также людей и вещи вблизи и вдали.
  • Главные изменения во втором полугодии жизни: зрительная, двигательная и познавательная ориентация в пространстве развиваются синхронно и становятся прерогативой деятельности мозга.
  • В 6-7 месяцев к ребенку приходит цветовосприятие. Начиная с желтого и красного в 1,5-2 месяца, к 5-6 месяцам, он различает еще зеленый и синий. Задача родителей – показывать малышу больше предметов разного цвета, называя эти цвета.
  • К восьмому месяцу он уже хорошо различает цвета, его зрение становится глубоким и острым, как у взрослого человека. К этому времени его глазки становятся как у мамы или как у папы, то есть приобретают постоянный, свой собственный цвет.
  • Когда малышу исполняется годик, можно сказать, он вырос, ведь теперь он может рассматривать не только отдельные предметы одного цвета, но и настоящие цветные рисунки.

Если глазки гноятся, «закисают», слезятся, проявляется косоглазие, то необходимо срочно проконсультироваться со специалистом.

Необходимость консультации специалиста

Если вы заметили какие-то отклонения развития не только зрения, но и других функций организма новорожденного, скажите о своих опасениях участковому педиатру, а он даст направление к нужному специалисту.

Понаблюдайте за ребенком, легко ли он следит за движущимся предметом в первые месяцы жизни или это затруднительно для малыша. Иногда белки глаз краснеют, в уголках глаз появляются выделения, они «закисают», слезки капают из одного или обоих глазиков, в глазках проявляется косоглазие. Все эти признаки требуют немедленной консультации специалиста.

Нужно предупредить взволнованных родителей, а особенно бабушек и дедушек, что почти все проблемы решаются, и зрение восстанавливается. Не забывайте также, что множество проблем со зрением младенцев возникает по психологическим причинам.

Если в семье малыша постоянные крики и скандалы, зрение ребенка может испортиться, чтобы «не видеть» плохой обстановки, нелюбви, неуважения друг к другу. Взаимная любовь и уважение взрослых в семье становятся для ребенка опорой на всю жизнь.

Источник: https://floragaz.ru/obshee/kak-razvivaetsya-zrenie-novorozhdennogo

Развитие ребенка на первом году жизни: когда нужно обратиться к врачу

Когда ребенок начинает следить за предметами

Если же это второй или третий ребёнок, опыт становится для женщины не утешением, а пыткой: старший в это время уже столько всего умел, а младенец ещё не переворачивается сам…

И посещение невролога только усиливает сомнения, потому что в «отстающие» часто записывают детей, которые не держат голову в месяц, не переворачиваются в три, не ползают в шесть и не пошли самостоятельно к году.

Такие жёсткие критерии оценки развития, ссылки на которые не найти ни в одном серьёзном современном издании по детской неврологии, не оставляют малышам свободы расти в своём собственном темпе, определяя всех, кто не укладывается в рамки, в потенциально умственно отсталые. Это, в свою очередь, влечёт за собой цепочку необоснованных диагнозов и ненужных лекарственных назначений.

На самом деле, темп психомоторного развития каждого ребёнка очень индивидуален, зависит от многих факторов, таких как наследственность, питание, уровень ухода и общения, врождённые и приобретённые заболевания. Существуют признанные во всём мире временные рамки, в которые большинство детей осваивают тот или иной навык. Рассмотрим умения ребёнка по возрастам.

Первый месяц

К началу второго месяца жизни ребёнок ещё очень мал и почти ничего не умеет. Однако он уже существенно отличается от новорожденного. Он меньше спит, проводит часть дня в состоянии спокойного созерцания, «блуждая» взглядом по окружающим предметам.

Малыш фиксирует взгляд на контрастных вещах и рисунках и любит рассматривать человеческие лица, начинает следить за движением предметов. Слух у него уже сформирован, и он узнаёт знакомые звуки, может поворачиваться на мамин голос. Обоняние месячного ребёнка тоже хорошо развито. Он различает запахи, предпочитая сладкие, узнаёт запах материнского молока.

Что касается двигательных навыков, в положении на спине движения малыша ещё хаотичные и неосмысленные. Руки его большую часть времени сжаты в кулачки, тонус мышц меняется в зависимости от положения головы, но иногда при движениях он уже может положить в рот кулак.

В положении на животе он поджимает под себя согнутые руки и ноги, но голову уже поворачивает то на один бок, то на другой и может пытаться поднять, но в вертикальном положении ещё не держит.

Признаками болезни, о которых надо сообщить врачу, могут в этом возрасте быть резкая вялость ребёнка, когда руки и ноги не совершают хаотичных движений, а висят, или наоборот постоянно скованные и напряжённые, отсутствие реакции ребёнка на громкий звук, отсутствие зрительного сосредоточения на контрастных предметах. Пожаловаться неврологу нужно, если младенец не сосёт или кашляет при глотании, если его подбородок дрожит постоянно, даже в спокойном состоянии.

Три месяца

Трёхмесячный ребёнок — очаровательный бонвиван, который интересуется всем, наблюдает за всем и активно взаимодействует с окружающим миром. Он уже в какой-то мере может управлять своими мышцами и бодрствует достаточно долгое время.

Ещё в полтора месяца малыш впервые улыбнулся. Теперь же он активно улыбается, замирает от восторга и начинает смеяться. Главное достижение трёх месяцев жизни — комплекс оживления. В период спокойного бодрствования, если младенец видит дружелюбное человеческое лицо, он начинает смеяться, синхронно взмахивать руками и распрямлять ноги.

Спустя некоторое время комплексы оживления появляются и спонтанно, просто от хорошего настроения, или при виде игрушек. Это очень важное умение, потому что оно улучшает связь ребёнка с окружающим миром. Малыш любит, когда с ним играют, и расстраивается, если игра прекращается. Он пытается повторить выражение лица взрослого, который с ним играет.

Иногда ещё можно наблюдать преходящее сходящееся косоглазие. Уверенно следит за движущимся предметом взглядом, координирует взгляд и движение рук, может попытаться схватить подвешенную над грудью игрушку, раскрыв полностью ладонь, подносит кулак ко рту.

Кстати, рот для младенца — важнейший орган осязания, он исследует дёснами свой кулак, а затем и игрушки, и нельзя допускать ошибку, запрещая ему делать это. Ребёнок безошибочно узнаёт голоса членов семьи. У трёхмесячного младенца появляется желание сесть и перевернуться со спины на живот. Он подтягивает ноги к туловищу и поднимает голову, лёжа на спине.

В попытках повернуться на бок он может выгибаться дугой, опираясь на затылок и пятки. В положении на животе ребёнок проводит уже долгое время, удерживает голову, опираясь на предплечья. В вертикальном положении голову большинство трёхмесячных детей удерживает уверенно. Ещё один важный этап развития — появление гуления.

Малыш начинает «петь» — эмоционально тянуть гласные звуки, копируя интонацию, с которой разговаривает с ним взрослый. Это — первая ступень на пути освоения речи.

Признаки заболевания, которые должны насторожить родителей трёхмесячного младенца: ребёнок не следит за предметами, не реагирует на громкие звуки и голос, не улыбается при виде близкого человека, не рассматривает свои руки, неуверенно удерживает голову, не радуется человеческим лицам и пугается новых людей, не гулит или гулит неэмоционально, сохраняется тонический шейный рефлекс, когда в положении лёжа на спине при повороте головы в одну сторону рука на этой стороне выпрямлена и отведена в сторону, нога согнута в бедре и колене, с противоположной стороны рука поднята и приведена, нога выпрямлена («поза фехтовальщика»). Если этот рефлекс проявляется, он препятствует активному движению мышц и не даёт малышу осваивать новые двигательные навыки. Сохранение этого рефлекса после трёх месяцев — это признак формирования ДЦП.

Шесть месяцев

Шестимесячный младенец весел и жизнерадостен. Значительную часть дня он проводит бодрствуя. Он наблюдает за взрослыми, играет, перекладывая игрушку из одной руки в другую, но при этом всё ещё захватывает предмет всей ладонью. Он тянется к предметам одной рукой.

Малыш свободно переворачивается с живота на спину и со спины на живот. На животе поднимает корпус, опираясь на прямые руки, некоторые дети ползают по-пластунски. Большинство детей делает попытки сесть, опираясь на руки мамы, пытаются, удерживая спину, сидеть без опоры.

Очередным этапом в развитии речи становится лепет. Малыш начинает говорить слоги: «Ба-ба-ба», «Ма-ма-ма», чем очень радует бабушку и маму, хотя это ещё и не осознанная речь. Он любит играть в прятки («ку-ку, где наш малыш?») и очень общителен.

Отвечает лепетом на услышанные звуки, угадывает интонации и сам выражает голосом разнообразные эмоции.

Обратиться к врачу нужно, если ребёнок в 6 месяцев ещё не удерживает голову при потягивании за руки, не проявляет желания сесть, не переворачивается, протягивает за игрушкой только одну определённую руку, не улыбается, не смеётся, не контактирует с людьми и не любит играть.

Девять месяцев

К этому возрасту дети обретают новую степень свободы, научившись передвигаться самостоятельно. Малыш уже сам встаёт на четвереньки и ползает, свободно садится и сидит, может встать у опоры. Надо помнить, что не все младенцы проходят этап ползанья: некоторые садятся, встают и начинают сразу ходить. Эта особенность часто наследуется.

Он активно лепечет и играет в прятки и «дай — на» с родителями, а любимым занятием многих восьми-девятимесячных детей становится выбрасывание игрушек из кроватки или манежа, чтобы мама подняла и подала брошенное.

Ребёнок ползает по всей квартире, исследуя и изучая, забираясь в шкафы и добывая себе всё новые развлечения, и играет всем, что обнаружит.

Признаками патологии в этом возрасте могут быть отсутствие самостоятельного ползания и затруднение при сидении.

Двенадцать месяцев

Начало второго года жизни — ещё один этап в развитии младенца. Он научился передвигаться по квартире и ползать, где ему вздумается, и теперь осваивает ходьбу. Он встаёт, держась за мебель, передвигается вдоль опоры, иногда отпускает ее и стоит без поддержки. Он умеет безопасно спускаться с дивана.

Игра его тоже усложнилась, с предметами он производит сложные манипуляции: ставит кубики один на другой, разбирает и собирает пирамидку, складывает игрушки в коробку, надевает крышку на кастрюлю или бутылку. Предметы он захватывает теперь двумя пальцами и может показать что-то указательным пальцем. Появились любимые игрушки.

Пассивный словарный запас у годовалого ребёнка уже очень большой, он понимает многое и сам может сказать несколько лепетных слов: «мама», «папа», «дай», «ам»… Малыш может понять слово «нет».

Социальные навыки его очень развиты и сложны: он играет в совместные игры, расстраивается, когда мама или папа уходит, подставляет руки, чтобы его одели, активно пользуется жестами для общения, копирует движения окружающих, может пугаться незнакомых людей и ситуаций.

Обратитесь к врачу, если ваш ребёнок к годовалому возрасту не ползает, при движении не пользуется правыми или левыми рукой и ногой, не контактирует с окружающими, не копирует жесты и слоги, не понимает обращённую речь.

Не сравнивайте своего ребёнка с другими, он удивителен и уникален, и подталкивать его развитие, ожидая каких-то рекордов, не стоит. И если ребёнок в год знает весь алфавит, это вовсе не означает, что его ждёт будущее великого писателя. Возможность расти в своём темпе — вот главное для малыша, да и для взрослого человека тоже.

Тематические статьиПитание при цереброваскулярной болезни

Соблюдение диеты, выбор пищи, в которой организм действительно нуждается, и избегание излишеств в еде — все это принципиальные моменты, позволяющие затормозить развитие цереброваскулярной болезни.

Источник: http://www.cnsinfo.ru/library/articles/241.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.