Мама

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Содержание

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет: эффективные упражнения, правила их выполнения

У всех вызывает улыбку, когда маленькие дети забавно коверкают слова, общаясь с окружающими. Но бывают ситуации, когда неправильное произношение продолжает наблюдаться у ребенка и дальше. Тогда уже возникает не улыбка, а проблема, которая требует немедленного решения. Верно поставить звуки помогут логопедические упражнения и артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет.

Гимнастика и советы специалистов по ее проведению

Артикуляционной гимнастикой называют набор упражнений, которые позволяют улучшить движения речевых органов, отработать их правильное положение в момент воспроизведения того или иного звука. Таким образом, она помогает натренировать органы речевого аппарата, чтобы они были способны правильно произносить слова.

Почему прибегать к артикуляционной гимнастике так важно? Это объясняется несколькими причинами:

Артикуляционные упражнения дадут положительный результат, если при их проведении соблюдать некоторые правила. Итак, специалисты рекомендуют следующее:

Артикуляционная гимнастика для детей 3 и 2 лет способна натренировать органы речевого аппарата у детей, но если имеются серьезные отклонения в речи, то заменить помощь логопеда она не может. Однако, она прекрасно подготовит мышечные ткани органов к работе со специалистом.

Какие упражнения следует выполнять?

Артикуляционная гимнастика позволяет отработать различные звуки, поэтому в зависимости от того, с какой именно буквой у ребенка проблемы, должен выполняться определенный комплекс упражнений.

Для свистящих звуков («С», «З», «Ц») отлично подойдут следующие занятия:

Следующий комплекс гимнастики предназначен для отработки расположения речевых органов при произношении шипящих звуков «Ш», «Щ», «Ч», «Ж»:

Третий набор артикуляционных упражнений помогает деткам выработать навык правильного расположения органов речи в момент воспроизведения таких звуков, как «Л» и «Р».

Обычно постановка звуков производится поочередно, сначала отрабатывается, например, свистящий, потом шипящий. По поводу разработки комплекса лучше всего посоветоваться с логопедом.

Тренировки для развития дыхания во время речи

Очень важную роль в постановке правильного произношения слов играет дыхательный процесс. То, как дышит человек во время общения, отличается от обычного физиологического дыхания. В процессе воспроизведения звуков длительность выдоха значительно больше, поэтому следует научить ребенка плавно и долго выдыхать воздух.

Отлично будет, если при этом применять такие легкие игрушки как вертушки, надувные шары, губная гармонь и т. д. Также можно использовать пушинку. К примеру, с ней можно поиграть в некий футбол: сделать ворота и пытаться задуть пушинку туда.

Кроме этого, хорошим упражнением является следующее: положить на кончик носа ватный шарик, язычок высунуть вверх и постараться сдуть его, чтобы ватка полетела вверх.

Также можно применять такие методы, как имитация звуков. Например, необходимо попросить ребенка показать, как плачет девочка – «а-а-а», как хохочет мышка – «и-и-и», как воет волк «у-у-у» и так далее.

Еще для развития дыхания отлично будет использовать такие упражнения, при которых вдох и выдох будут производиться с помощью разных органов или их частей. К примеру, вдохнуть через нос, а выдохнуть через рот и наоборот. Либо вдохнуть через левую часть носовой полости, а выдохнуть через правую.

Игры и упражнения для тренировки мышц артикуляционного аппарата

Произношение детишек в возрасте 2-3 лет является еще далеко не идеальным. Но проделывая с ними артикуляционные упражнения, родители помогут им быстрее начать разговаривать и делать это правильно. Очень важно для этого натренировать мышечные ткани речевого аппарата.

Для этого применяются занятия, которые развивают движения не только языка, но и губ, челюстей. Крепкие мышцы помогают ребенку точнее воспроизводить звуки. Упражнения должны проводиться в виде игр и желательно перед зеркалом.

Гимнастика для губ и челюстей включает в себя такие упражнения:

На сегодняшний день есть много детишек в возрасте 2-3 лет, которые совершенно не разговаривают. Но это еще не свидетельствует о том, что у них отклонения в речи.

Врачи утверждают, что паниковать можно только если после 3 лет ребенок так и не заговорит. Но артикуляционные упражнения выполнять следует все равно, чтобы деткам было легче потом справиться со сложными звуками.

Важным моментом в занятиях является заинтересованность ребенка. Поэтому лучше всего проводить тренировки в игровой форме. Часто занятия строятся на подражании, ведь детям очень нравится повторять за взрослыми. Поэтому необходимо показывать ребенку, как делается определенное упражнение, заинтересовать его, тогда он с удовольствием будет все повторять.

Источник: https://VseoRechi.ru/razvitie-rechi/artikulyatsiya/artikulyatsionnaya-gimnastika-dlya-detej-2-3-let.html

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Информационный портал для заботливых родителей

Ребенок рождается с незрелым речевым аппаратом: малыш не сразу научится правильно ставить язычок при произнесении звуков, делать длинный выдох, вытягивать губки трубочкой, сжимать или раздвигать их.

Нам это странно, ведь мы, взрослые, не задумываемся об артикуляции звуков, делаем это автоматически: так же, как при ходьбе, нам не приходится следить за ногами и помнить, как их переставлять.

Это потому, что освоение необходимых движений для нас – пройденный этап. А для крохи – нет. Ему еще многому предстоит научиться.

Размер: слишком большой (с гипертрофированной мышечной массой, как бы не помещается во рту) или слишком маленький (явление микроглоссии).

Подъязычную уздечку (пленочку, связку под языком): у одних детей она может быть тонкой и прозрачной, у других – плотной и массивной. Размеры и строение уздечки очень индивидуальны. Иногда эта связка бывает настолько короткой, что малыш практически не может приподнять язык вверх.

(При этом требуется хирургическое вмешательство, которое избавит ребенка от многих страданий в будущем). Некоторые звуки малыш так и не научится произносить, другие в его устах приобретут странное звучание.

Очень редко, но можно встретить раздвоенную уздечку, которая тоже доставляет крохе массу неудобств.

Внешний вид: Язык рыхлый, его трудно заставить принять нужное положение, наконец, когда это удается, язык как бы застревает и не может перейти в следующую позицию. Речь при этом: «словно каша во рту».

Иногда своевременно начатая артикуляционная гимнастика позволяет устранить рыхлость, вялость языка, улучшить его кровоснабжение.

Потом вы можете еще и поиграть, предлагая ребенку дуть: дайте малышу маленький кусочек распушенной ватки, объясните, что это снежинка, она летает, когда дует ветер, дуть нужно ртом, округленными губами, плавно, а вдыхать через нос.

Подуйте вместе на кусочек бумажки или пламя свечи. Важно, чтобы выдох не был резким, иначе свеча потухнет, дуть нужно плавно и легко.

Налейте воды в тазик, можете запустить кораблики, например, бумажные. Потом изобразите ветер. Дуть нужно не торопясь, сложив губы трубочкой, не надувая щеки. Покажите ребенку, как это делаете вы.

При ровно выдохе кораблик движется по воде плавно. Теперь подуйте прерывисто «п-п-п», и объясните, что подул порывистый ветер. Пусть попытается пригнать кораблик к определенному месту.

Конечно, это упражнение для детей постарше, не так-то просто справиться с таким заданием.

кандидат филологических наук,

победитель Санкт-петербургского конкурса

грантов для молодых ученых и специалистов,

мама троих детей

Центр Натальи Кулаковой «Солнечный круг».: Санкт-Петербург, ст.м. «Приморская», ул. Кораблестроителей, д.16, корп.2.

Учебно-методическое пособие (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему:

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Бытующее мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых — будто бы ребенок сам постепенно овладевает правильным произношением,— глубоко ошибочно.

Но именно оно часто является причиной того, что развитие звуковой стороны речи, особенно в раннем возрасте, происходит самотеком, без должного внимания со стороны родителей и воспитателей, и поэтому значительное число детей дошкольного возраста имеет те или другие недочеты произношения.

А поскольку сами собой эти недостатки не исправляются, ежечасно мы слышим в той или иной мере дефектную речь как детей, так и взрослых.

Невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии.

Артикуляционные упражнения могут использоваться начиная с раннего возраста детей в профилактических целях (для предотвращения неправильной постановки звуков речи), а также для коррекции уже имеющихся речевых нарушений. Выработке артикуляционных укладов групп звуков (шипящих, свистящих и др.) будут способствовать специально подобранные комплексы упражнений.

Упражнения и рекомендации по артикуляционной гимнастике для детей

Речь – это сложный процесс, в котором задействованы различные органы. Артикуляционная гимнастика для детей помогает тренировать мышцы этих органов, в результате чего развитие речи происходит быстрее и у ребенка вырабатывается правильное произношение. Существуют различные комплексы упражнений. Одни направлены на общее речевое развитие, другие помогают справиться с проблемами дикции.

Правильно подобрать комплекс упражнений поможет логопед. Осмотрев малыша и пообщавшись с ним, он подберет индивидуальную программу занятий. В случае сильного отставания в формировании разговорных навыков желательно обратиться и к врачу-неврологу, так как проблемы в речевом развитии могут быть связаны с серьезными заболеваниями.

Существуют упражнения, разработанные для вызывания активной речи, и если ребенок здоров, то мама может заниматься с ним самостоятельно. Хотя консультация у логопеда все равно будет полезна: возможно, нужна особая программа. Упражнения тренируют определенные мышцы и помогают малышу начать активно разговаривать. Они развивают подвижность и ловкость артикуляционного аппарата:

Общие рекомендации

Гимнастику для детей нужно сделать красочной и интересной. Если упражнения подаются в форме игры, маленький непоседа будет заниматься с удовольствием и быстрее освоит тонкости мира звуков. Хорошо при этом усиливать словесные описания визуальными образами, приготовив красочные картинки с изображениями для каждого упражнения.

Что еще нужно учитывать: ребенок не видит своего языка, и поэтому ему тяжело понять требования взрослых, если что-то идет не так. Поэтому хорошо, если упражнения он может выполнять перед зеркалом и видеть положение губ и языка. Если же он все равно не справляется, нужно помочь ему, направив язык с помощью шпателя, черенка ложки или другого чистого продолговатого и неострого предмета.

В начале занятий нужно предложить ребенку выполнить несколько упражнений, а остальные добавлять постепенно, не больше одного нового упражнения за одно занятие. Если существуют проблемы в выполнении старых, то новые упражнения вводить не следует. Лучше дать ребенку освоиться и чувствовать, что у него все получается.

Комплекс для детей 1-4 лет

Малышам тяжело концентрировать на чем-то долго внимание, к тому же они быстро устают. Поэтому гимнастика должна длиться не более 10 минут в день, а начинать ее следует с двух-трех, постепенно увеличивая время.

Динамичные упражнения для детей до 4 лет:

Чередуйте статичные и динамичные упражнения, тогда ребенку будет не скучно. Сопровождайте объяснения элементами сказок или рассказов о животных. Например, при упражнении «Хоботок», можно рассказывать, что ребенок изображает маленького слоненка, который учится вытягивать свой хобот.

Комплекс упражнений для детей 4-7 лет

Дети в этом возрасте уже больше подготовлены для занятий, поэтому их продолжительность увеличивается. Артикуляционная гимнастика для детей может длиться 15-20 минут.

Этого будет достаточно для развития соответствующих мышц, а ребенок не успеет за этот время устать. Упражнения можно выполнять в любой последовательности, но лучше начинать с упражнений для губ.

Одно упражнение должно длиться около 5-10 секунд или повторятся 5-7 раз. Для этой возрастной группы подходят все элементы из комплекса, который описан ниже.

Ребенку непонятно, сколько времени он должен выполнять упражнение, поэтому взрослый во время его выполнения должен считать вслух до 5 или 7.

Блок упражнений для развития мышц губ

Блок для развития мышц языка

Для подъязычной связки языка

Упражнения для мышц щек

Родители или педагоги?

Дети с плохо развитым речевым аппаратом не будут демонстрировать головокружительные успехи. Им гимнастика дается тяжело, и обязанность родителей не отступать, несмотря на неудачи. При этом нельзя показывать ребенку свое недовольство. Логопеды не зря изучают основы педагогики. Родителям для занятий с ребенком тоже придется стать немного учителем и немного психологом.

Будьте с ребенком ласковы и терпеливы, ведите себя спокойно. То, что взрослый человек воспринимает, как норму для маленького человечка – целый новый мир, на его освоение нужно время. Терпение будет обязательно вознаграждено и малыш порадует вас правильной дикцией.

Источники: http://danilova.ru/publication/devel7_02_10.htmhttp://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2015/03/10/artikulyatsionnaya-gimnastika-dlya-samykh-malenkikhhttp://agushkin.ru/razvitie/fizicheskoe/artikulyacionnaya-gimnastika-dlya-detej.html

Интересное:  Можно кормящей маме сухофрукты

Источник: https://rojaismelo.ru/antibiotiki-dlya-detej/artikulyatsionnaya-gimnastika-dlya-samyh-malenkih

Артикуляционная гимнастика для малышей

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений, которые развивают гибкость язычка ребенка. От этого зависит правильность и чистота произношения каждого звука. Гимнастика позволяет “поставить” язык правильно во время говорения звука — соприкасаться с языком в том или ином положении, сгибаться в разных положениях.

Формирование речевых навыков ребенка осуществляется вплоть до шести лет. В это время он научается произносить звуки и их сочетания. Родителям необходимо контролировать этот процесс, чтобы в будущем у малыша не наблюдалось проблем с задержкой речевого развития и ребенок не испытывал трудности в общении.

Артикуляционная гимнастика не только способствует правильному развитию речи, но и благотворно влияет на мышцы лица, укрепляя их. Во время зарядки усиливается кровообращение, развивается гибкость разных органов, участвующих в речи.

Кому показана артикуляционная гимнастика

Занятия речевой зарядкой будут полезны всем малышам, но особенно в двух случаях:

  1. в качестве подготовки к исправлению логопедических проблем — гимнастика предваряет упражнения на постановку отдельных звуков (часто “р”, “ш”, “с”);
  2. детям с нечетким, вялым произношением слов, т. е. когда вы слышите, будто у ребенка “каша во рту” во время говорения.

Основные правила выполнения гимнастики

Заниматься артикуляционной гимнастикой можно и в 2, и в 4 года. Начинать занятия можно уже с 8 месяцев.

До 5 лет она работает как вспомогательная гимнастика для развития речи, а в 5 — 6 лет с ее помощью можно наладить уже возникшие недостатки звукопроизношения. Залог эффективности гимнастики — в ее регулярности.

Выполнять упражнения желательно каждый день, в среднем по 6 минут. Начинают с 2 — 3 минут в день, постепенно доводя в более старшем возрасте до 10 минут на одно занятие.

Проводить занятие с малышом лучше в веселой игровой форме, когда он расслаблен и в хорошем настроении. Большинство упражнений это учитывают и представляют собой комплексы из интересных стихов, показывания различных гримас.

Поскольку у малыша еще нет тех или иных навыков создания правильного положения языка, необходимо первое время выполнять упражнения перед зеркалом. Мама показывает ребенку, как должен “вести” себя язык, произнося тот или иной звук, а малыш повторяет, глядя на свой язычок в зеркале. Тогда он изначально правильно ставит язык в нужное положение: за зубами, к небу, высунув кончик когда нужно.

Лучшие упражнения для артикуляционной гимнастики

Предлагаем ряд упражнений, которые рекомендованы детскими логопедами для развития звукопроизношения и развития речи ребенка.

“Окошко”. Скажите ребенку, что его ротик — это окно. Когда вы говорите “жарко”, “окошко” должно широко открыться, когда “холодно” — закрыться. Чередовать несколько раз.

“Лопатка”. Расслабить язык, чтобы он в широком положении свободно лежал на нижней губе.

“Почистим зубы”. Растянуть губы в улыбке, затем широко открыть ротик. Представить, что язык — это зубная щетка. Кончиком язычка “вычистить” с внутренней стороны нижние и верхние зубки.

“Трубадур”. Вытягивать губы вперед, сложив их в “дудочку”.

“Хронометр”. Улыбнуться, широко раскрыть рот. Представить, что язык — это стрелка часов. Поднять его вверх и водить от одного уголка рта к другому.

“Я маляр”. Представить, что кончик языка — это кисть. Гладить им небо, представляя, что красите потолок.

“Ем орехи”. Закрыть рот, кончиком языка упираться поочередно в щечки изнутри, чтобы снаружи выглядело, будто во рту круглые орехи.

“Сладкое варенье”. Сложить язык “чашечкой”, при открытом ротике облизывать верхнюю губу.

“Цокает лошадка”. Цоканьем языка имитировать звуки копыт лошадки. Открыв ротик, делать присасывающиеся движения языком к небу.

“Острая иголка”. Высунуть язык вперед, напрячь его, чтобы он был узким, и держать около 7 секунд.

Очень полезно заучивать с ребенком стихотворения и контролировать правильность произношения каждого слова. Обилие стихов для каждого возрастного периода вы найдете в интернете.

Если вы хотите быть уверены, что звукопроизношение вашего ребенка развивается правильно, задайте дополнительные вопросы логопеду во время планового профосмотра в поликлинике. Он порекомендует те или иные упражнения, которые пойдут на пользу именно вашему ребенку.

Источник: https://bezsoski.ru/artikulyacionnaya-gimnastika-dlya-malyshej/

Артикуляционная гимнастика для детей 2 и 3 лет

Коверканье слов детьми, которые только начинают разговаривать, на первый взгляд потешно и интересно выглядит.

Хорошо, когда все пройдет с взрослением, а если нет, и проблемы сохранятся? Поможет решить проблему артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет.

При незначительных отклонениях можно справиться с проблемой, не прибегая к помощи логопеда. В серьезных случаях пригодится своеобразная тренировка мышц.

В каких случаях детям 2-3 лет нужна артикуляционная гимнастика

Формирование правильного произношения осуществляется вплоть по достижения 5-ти лет. В некоторых случаях данный процесс затягивается. Неправильное произношение звуков возникает из-за несовершенства артикуляционного аппарата.

На первый взгляд произносить звуки очень легко, но все не так просто. Это сложная и тяжелая работа, которая вовлекает язык, губы, челюсти и небо. Дефекты речи могут стать причиной психоэмоционального расстройства ребенка. Они могут быть поводом для насмешек и шуток среди сверстников.

Главное условие – слаженная работа всех перечисленных органов, подвижность которых развивается медленно и постепенно.

Большинство родителей не могут самостоятельно выявить проблему с артикуляцией. Считают, что все решится само по себе через определенное время, но это не всегда так.

Малышу поможет только артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет. Она способствует правильному произношению звуков. Это не комплекс физических упражнений, а методы, помогающие сделать подвижным речевой аппарат. Для выполнения упражнений не надо обладать определенными навыками и умениями.

В зависимости от возрастных особенностей подбирают определенную методику. Так ли она необходима в младшем возрасте? Да. Она поможет укрепить мышечный аппарат у детей двух-трех лет. В школьном возрасте бороться с дефектами речи в разы тяжелее.

Разновидности

Артикуляционная гимнастика в 2-3 года состоит из упражнений статического и динамического характера. При выполнении первых действий необходимо язык зафиксировать в одном положении и удерживать его на протяжении определенного периода времени.

Изначально необходимо показать, как следует сложить язык, постараться удержать его на протяжении 10 секунд.

Лопата

Для его выполнения необходимо максимально открыть рот и уложить расслабленный язык на нижнюю губу.

Динамические упражнения выполняются под счет, в процессе которого меняется положение органов речи и совершаются повторения одного и того же задания.

Часики

Для выполнения необходимо немного приоткрыть рот и изобразить улыбку. Сделав узким язычок, дотянуться до правого уголка и левого.

Качели

Рот открыть, и язычком попытаться дотянуться то к носу, то к подбородку.

Конфетка

Губы сомкнуть. Упирать язычок во внутреннюю поверхность щеки, в левую и правую сторону.

Лошадка

Плотно прижать язык к небу и совершать цоканья, имитируя бег лошади.

Упражнения достаточно простые, и их можно выполнять, не прибегая к помощи специалистов, в домашних условиях.

Описание комплексов артикуляционных упражнений для детей 2-3 лет

Артикуляционная гимнастика для детей 2 лет направлена на отработку различных звуков. В зависимости от того, какие звуки не получается выговаривать, комплексы упражнений несколько отличаются.

Звуки (С, З, Ц), необходимые упражнения:

Звуки (Ш, Щ, Ч, Ж):

  1. Блинчик. Высунуть язык и расположить его на нижней губе. Произнести звук «пя» несколько раз. Язык при этом должен быть неподвижным. Рот всего лишь немного приоткрыт. После этого зафиксировать язык на губе и подождать несколько секунд.
  2. Варенье. Рот открыть, облизывать губы сверху вниз. Обязательное условие – видимость нижней челюсти.
  3. Индюк. Немного приоткрыв рот, необходимо совершать постукивание языком по верхней губе. При этом выговаривать звук, похожий на индюшиный. Бл-Бл-Бл.
  4. Стакан. Широко раскрыть рот и высунуть язык. Сформировать из языка чашу. Мысленно в нее налить воду и удерживать в таком положении, стараясь не разлить ее.

Звуки Л и Р (Данные звуки даются многим детям очень тяжело):

Обычно комплексы упражнений проводятся по очереди. Изначально необходимо поставить один звук, а потом уже переходить ко второму. Помощь в разработке определенного комплекса должен оказать логопед.

Упражнения для развития дыхания

Очень важный этап при постановке правильного произношения звуков – дыхательный процесс. Дыхание малыша в обычной жизни и при разговоре имеет определенные отличия. При выговаривании звуков увеличивается длительность дыхания. Детей необходимо учить выдыхать плавно и долго.

Хорошую тренировку дыхания можно осуществить, применяя вертушки, воздушные шары, губную гармонь, пушинку. Создать ворота и пытаться задуть туда маленькое перышко, при этом вести счет. Важное условие – заинтересовать кроху, чтобы он сам захотел делать то, что от него требуют.

Хорошие методы – имитирование различных звуков. Показать, как воет волк – ууууууу, показать, как плачет малыш – аааааа, как гудит мотоцикл – рррррррр.

Развить дыхание можно путем вдыхания и выдыхания разными органами. Вдох через нос, выдох через рот. Либо вдохнуть в одну ноздрю, а выдохнуть из другой.

Футбол

Отличное упражнение, можно проделать с ватным шариком. Для этого ватку свернуть в небольшой шар и положить его на кончик носа. Подуть так, чтобы шарик подлетел вверх.

Кораблик

Сделать обыкновенный бумажный кораблик. Набрать в емкость воды и пустить его. Кораблик будет двигаться плавно, если дуть на него спокойно. Резкие порывы ветра можно устроить, если выдувать воздух, произнося звук П. Щеки при этом не надувать.

Пузырь

Для проведения упражнения понадобятся стакан с водой и соломинка. Ритмично дуть в соломинку, при этом будет выдуваться каскад пузырей. Щеки надувать нельзя.

Артикуляционная гимнастика для детей 1-2 лет может выполняться во время прогулки и игры.

Правила организации и проведения занятий с детьми 2-3 лет

Артикуляционная гимнастика в 2 года должна включать набор упражнений, которые направлены на тренировку органов речевого аппарата и правильного произношения звуков.

Причины, по которым прибегать к гимнастике необходимо:

  1. Тренировки позволяют крохе правильно говорить, не прибегая к помощи специалистов.
  2. Малыш, имеющий серьезные нарушения, сможет справиться с проблемой быстрее, когда с ним будет работать логопед.
  3. Артикуляционная гимнастика для детей 2-4 лет позволяет справиться даже с такой проблемой, когда малыш правильно выговаривает слова, но создается ощущение, будто он говорит с набитым ртом.
  4. Если малыш четко произносит слова, то в дальнейшем проблем с письмом у него практически не будет.

Артикуляционная гимнастика для малышей 1-2 лет, правила проведения:

Применение вспомогательных средств (музыка, стихи, игры и подобное)

Для правильной тренировки речевого аппарата можно применять занятия в виде игр. Гимнастика состоит из следующих упражнений:

  1. Надуть щеки, потом поочередно прижать рукой и выдавить воздух.
  2. Сложить губы в трубочку, а потом резко расплыться в улыбке.
  3. Сказать фразу, с помощью которой останавливают на скаку лошадей. Тпруууу.
  4. Продемонстрировать движения, которые проделывает кошка, чтобы напиться молока.
  5. Касания кончиком языка внутренней поверхности щек.
  6. Максимальное открытие и закрытие рта.

В наше время все больше детей в возрасте 2-3 лет совершенно не разговаривают, и это не говорит об отклонениях с речью. Быть тревогу необходимо тогда, когда ребенок практически не говорит в возрасте старше трех лет.

Тренировки должны базироваться на подражании, так как дети в этом возрасте повторяют за взрослыми.

Существует большое количество артикуляционных стихов, музыки, под которую удобно проводить гимнастику.

Выводы

Чтоб гимнастика приносила не только пользу, а и нравилась ребенку, необходимо проводить занятия в игровой форме. Для получения положительного результата занятия стоит проводить ежедневно. Ребенок в момент тренировки должен быть бодр и весел. Длительная работа в скором времени приведет к положительному результату.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/razvitie-rechi/artikulyatsionnaya-gimnastika-dlya-detej-2-3.html

Артикуляционная гимнастика для детей

Доброго времени суток, уважаемые читатели! Многие родители, уделяя внимание физическому развитию ребёнка, учат его бегать, прыгать, кататься на велосипеде. Стремясь к тому, чтобы малыш был сильным, ловким, гибким, они придумывают упражнения для развития различных групп мышц.

При этом часто забывают об очень важных мышцах, которые отвечают за развитие речевого аппарата. А ведь для того, чтобы карапуз научился правильно и чётко выговаривать все звуки и не глотать слова, мышцы языка, губ, щёк нуждаются в постоянной тренировке.

Помочь крохе выработать правильное произношение поможет артикуляционная гимнастика для детей, о которой мы хотим вам рассказать.

Артикуляционная гимнастика для самых маленьких

Если вы хотите, чтобы ваш карапуз как можно раньше научился правильно говорить, то начинать занятия следует как можно раньше. Какие упражнения можно делать с малышом до года?

Артикуляционная гимнастика в стихах

Заниматься с более старшими детками нужно регулярно, уделяя упражнениям не менее 15 минут в день. Чтобы малыш не устал, предложите ему артикуляционную гимнастику в стихах.

Тик-так

Нужно широко раскрыть рот. Язычок медленно горизонтально двигается из стороны в сторону, тянется к уголкам рта. Менять положение языка нужно 4–6 раз.

Тик-так, тик-так —Ходят часики — вот так!Влево тик,Вправо так.

Ходят часики — вот так!

Заборчик

Ротик должен быть закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в широкой улыбке.

Наши губки улыбнулись,Прямо к ушкам потянулись.Ты попробуй «и-и-и» скажи,

Свой заборчик покажи.

Зубы ровно мы смыкаемИ заборчик получаем.А сейчас раздвинем губки,

Посчитаем наши зубки.

Качели

Ротик открыт. Напряжённым язычком нужно тянуться поочерёдно к верхним и нижним зубам.

А сейчас качели вверхТянем-тянем до небес.Вниз теперь их полёт,

И никто не отстаёт.

На весёлые качелиЛена и Серёжа сели.Опустились вниз качели,А потом наверх взлетели.Вместе с птицами, наверно,

Улететь они хотели.

Вкусное варенье

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала — она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Каждый раз по  воскресеньямМы едим с тобой варенье.Верхнюю губу вареньемМы намажем, а потомЯзычком широким сразу

Мы варенье облизнём.

Пароход

Покажите карапузу, как прикусить кончик языка и длительно произносить звук «ы» (как гудит пароход).     

Отплывает пароход:«Ы-ы-ы-ы».Набирает он свой ход:«Ы-ы-ы-ы».Он в гудок гудит, гудит:«Ы-ы-ы-ы».Путь счастливый, говорит:

«Ы-ы-ы-ы».

Пароходик небольшой,Зато смелый какой:Ему волны не страшны,Он гудит нам:

«Ы-ы-ы-ы!»

Слонёнок

Нужно вытянуть губки вперёд, изображая хоботок, погудеть: «У-у-у».

В гости к нам пришел слонёнок,Удивительный ребёнок.На слонёнка посмотри,

Губки хоботком тяни.

Чистим зубки

Малыш должен улыбнуться, открыть ротик и кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочерёдно нижние и верхние зубы.

https://www.youtube.com/watch?v=XwZiVuT02DQ

Рот откройте, улыбнитесь,Свои зубки покажите,Чистим верхние и нижние,

Ведь они у нас не лишние.

Мягкой щёткою с утраЧистит зубки детвора.Будут зубки сильные,

Белые, красивые!

Язычок-футболист

Ротик нужно закрыть. Язычок движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком круг. Повторять по 5–6 кругов в каждую сторону.

Кончилось уже безделье,Будет язычку веселье,Будем с ним сейчас играть,Мяч в ворота забивать.Носик глубоко вдыхает,Язык на губке притихает,«Ф-ф-ф» — тихонько выдыхаем,

Мяч в ворота забиваем.

Весёлая лошадка

Покажите малышу, как присосать язычок к нёбу и щёлкать им. Цокать нужно медленно и сильно, чтобы растягивать подъязычную связку.

Вот лошадка скачет ловко,У лошадки есть сноровка!Много, много в цирке лет,

А ребятам всем — привет!

Цок-цок-цок по мостовой —Идёт лошадка к нам  с тобой.Щёлкай язычком быстрее,

Чтоб она пришла скорее.

Игровые артикуляционные упражнения

Когда артикуляционная гимнастика предлагается малышу в форме игры, он занимается ею с удовольствием, а значит, и результат будет достигнут быстрее. Помимо забавного объяснения для каждого упражнения вы можете подготовить картинку или предложить малышу самому нарисовать пароход, лошадку, слонёнка и качели.

Вот ещё несколько упражнений для тренировки мышц языка, щёк и губ, которые помогут вашему карапузу чётко выговаривать звуки.

«Лопаточка». Расслабленный язычок, не высовывая, ребёнок должен положить на нижнюю губу.

«Художник». Скажите малышу, что язычок — это кисточка, которой художник должен закрасить нёбо. Проводите им по нёбу в направлении спереди назад (от зубов к горлу).

«Молоточек». Кончиком языка нужно быстро и с силой постучать сзади верхних зубов на протяжении 5–7 секунд.

«Грибок». Язык нужно очень плотно приложить (присосать к нёбу) и в таком положении подержать не менее 5 секунд.

«Сытый хомячок». Малыш должен поочерёдно надувать левую и правую щёчки, а затем обе сразу.

«Хомячок проголодался». Щёки нужно втянуть и в таком положении удерживать 5 секунд.

«Шарик». Карапуз надувает щёки, а затем с шумом выпускает воздух через полусомкнутые губы: «ш-ш-ш-ш» (шарик лопнул).

«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху, но при этом не касаться зубов.

«Орешки». Ротик должен быть закрыт, кончик языка с напряжением поочерёдно упирается в щёчки, на них образуются твердые шарики-«орешки».

«Иголочка». С открытым ртом, язык нужно высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5.

Несколько важных советов

Предлагаем вам, уважаемые родители, воспользоваться рекомендациями специалистов-логопедов.

В чём польза артикуляционной гимнастики?

Регулярно уделяя внимание артикуляционным занятиям с ребёнком, вы стимулируете органы его речевого аппарата и помогаете:

К тому же во время артикуляционных занятий укрепляются лицевые мышцы, увеличивается прилив к ним крови, все речевые органы приобретают гибкость.

Уважаемые читатели! Если наш материал вас заинтересовал, то поделитесь ссылкой на сайт НИИ «Эврика» со своими друзьями в соцсетях.

Ждём от вас комментариев и отзывов. Всего вам доброго! До свидания!

Источник: http://nii-evrika.ru/artikulyacionnaya-gimnastika-dlya-detej/

Exit mobile version